Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы по учебному курсу начального образования «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского «Школа России» - М: «Просвещение» и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Общая предмета характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного Учебный предмет «Изобразительное искусство» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.). Предмет «Изобразительное искусство» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании. Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы. Предмет «Изобразительное искусство» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей учащихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение. Место предмета в учебном плане В 1 и 1 дополнительном классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на предмет «Изобразительное искусство», отводится по 33ч (1 ч в неделю, 33учебных недель в каждом классе). Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» Изучение Изобразительного искусства по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является следующие качества: •формирование к учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; •формирование ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. •способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; •умение связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения; работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки; •желание развивать свои творческие способности в разных областях изобразительного искусства, умение передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер, изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы; •желание вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве для формирования своего мнения о рассматриваемых произведениях; •сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; •сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития изобразительного искусства в общественной практики; •сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; •креативность мышления, инициатива, находчивость, активность, умение контролировать процесс и результат своей творческой деятельности. Средством достижения этих результатов является: •система заданий учебников; •представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса; •использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология индивидуальной и совместной практической деятельности, технология оценивания. Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; выдвигать творческие способы и решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, разные техники выполнения, компьютер); работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные художественные средства и материалы (в том числе и Интернет); свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; в ходе представления проекта давать оценку его результатам; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; давать оценку своим личным качествам и чертам характера («каков я»), определять напрвления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать») Средством формирования регулятивных УУД служат технология системнодеятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: -создавать свою технику выполнения задания; -самостоятельно выбирать материал выполнения творческой работы -строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); -в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; -учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Предметные: -умение различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; -умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - понимать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; - распознавать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; - умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - умение составлять композиции с учётом замысла; - умение конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - умение конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - умение конструировать из природных материалов; - умение пользоваться простейшими приёмами лепки. По окончании изучения предмета «Изобразительное искусство» учащийся научится (получит возможность научиться): усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; - развивать фантазию, воображение; -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; - научиться анализировать произведения искусства; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. Итоговый контроль Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить самореализацию своего творчества радость успеха через защиту проектов. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство» Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 1 и 1 дополнительный класс Тема раздела Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения. Количество часов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) 18 Формирование интереса к изобразительному искусству. Умение находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Умение придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Научить работать с пластилином, графическим материалом, акварелью ,гуашью. Умение передавать настроение через цвет. Умение выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. 16 Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. 22 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 10 Итого: Умение находить выразительные образные объёмы в природе. Формирование интереса к декоративной композиции. Изучение разных техник выполнения декоративно-прикладного искусства. Умение создать самостоятельно орнамент и разукрашивать его несколькими цветами. Научить работать сближенными цветами. Умение конструировать из геометрических фигур композицию. Умение воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала. Умение работать в ласкутной и бумажной технике. Развивитие фантазии. Расширение кругозора учащегося. Овладевать первичными изображениями в обёме. Умение наблюдать за окружающим миром, видеть его целостность. Умение в ходе представления проекта давать оценку его результатам. Умение отражать красоту мира в своём творческом и образном подходе к работе. 66 Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 2 класс Тема раздела Чем и как работают художники Количество часов 8 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Умение наблюдать цветовые сочетания в природе, Смешивать краски сразу на листе бумаги посредством приёма «Живая краска» Овладевать первичными живописными навыками. Учиться различать светлые и тёмные цвета и тона. Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов, Умение различать основные и составные цвета; -применять первичные живописные навыки; -использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению. Знание жанров изобразительного искусства Реальность и фантазия 7 О чём говорит искусство 10 Как говорит искусство 8 Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Умение изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. ознакомление с тремя сферами художественной деятельности изображением, украшением и постройкой. Развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни; развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Умение развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. Наблюдать природу в различных состояниях. Умение использовать художественные материалы (гуашь); -применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению); сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Расширять знания о средствах художественной выразительности. Умение составлять теплые и холодные цвета; глухие и звонкие; Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Умение видеть линии в окружающей действительности. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Понимать ,что такое ритм. Уметь передавать расположение летящих птиц на плоскости листа. Умение создавать композицию с помощью пятен и пропорций. Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Итого 33 Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 3 класс Тема раздела Количество часов Искусство в твоем доме 8 Искусство на улицах твоего города 8 Художник и зрелище 9 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки . Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества. Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа . Знать художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. Сравнивать объекты, элементы театральносценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Знание истоков театрального искусства. Умение создать свою сказку на театральной сцене ,используя художественные навыки и приёмы. Знание истоков театрального искусства. Умение создать образ героя. Художник и музей 8 Итого: 33 Формировать знания о музеях искусства России , о их роли в мире . Формировать знания о великих художниках мира и об их вкладе в искусство. Умение изображать портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурную среду, создавать скульптуру. Формировать взгляд на картину, как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 4 класс Тема раздела Количество часов Истоки искусства твоего народа 8 Древние города твоей земли 7 Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Характеризовать красоту природы родного края, особенности красоты природы разных климатических зон. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Видеть целостность коллективной работы через создание панно способом объединения индивидуально созданных изображений. Ценить эстетическую красоту русского деревянного зодчества. Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города(кремль,торг,посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре,понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Умение конструировать крепостные башни, ворота . Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Каждый народ – художник 10 Искусство объединяет народы 8 Итого: Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Развивать интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур Знание художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии. Изучение искусства народов гор и степей. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Видеть образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Узнавать и приводить примеры произведений искусства ,выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведения. Видеть единство матери и ребёнка. Развивать навыки композиционного изображения. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Понимание смыслового значения через сюжет картины. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом через характерность человеческих образов и сопереживание с ними. 33 Материально-техническое обеспечение Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности учащихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения, используемым на уроках по предмету «Изобразительное искусство» относятся мультимедийный проектор с экраном, принтер, интерактивные доски.