Аннотация к рабочим программам предмета «Химия»
для обучающихся 8-9 классов с задержкой психического развития
Рабочие программы по химии для обучающихся 8-9 классов с ЗПР составлены
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования», на основе следующих документов и материалов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
На основе на основе Примерной программы по химии.
В соответствии с этими документами обучающиеся должны овладеть
приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать,
характеризовать и сравнивать. Так как химия — наука экспериментальная, обучающиеся
должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как эксперимент,
наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. В процессе изучения
курса у обучающихся продолжают формироваться умения ставить вопросы, объяснять,
классифицировать, сравнивать, определять источники информации, получать и
анализировать её, готовить информационный продукт, презентовать его и вести
дискуссию. Следовательно, деятельностный подход в изучении химии способствуют
достижению личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
В основу курса положены следующие идеи:
материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;
ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования
химических явлений, оценки их практической значимости;
взаимосвязь качественной и количественной сторон химических объектов
материального мира;
развитие химической науки и производство химических веществ и материалов
для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения
глобальных проблем современности;
генетическая связь между веществами.
Эти идеи реализуются в курсе химии основной школы путём достижения следующих
целей:
• Формирование у учащихся химической картины мира, как органической части его
целостной естественно-научной картины.
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и её вклада в
современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических
операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в
процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении
и свойствах химических веществ.
• Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по
химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и
материалами в быту и на производстве.
• Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной
образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или
профессионального образовательного учреждения.
• Овладение
ключевыми
компетенциями:
учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. пояснительная записка
2. планируемые результаты освоения учебного предмета;
3. содержание учебного предмета;
4. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Химия» выделяется 68 часов в год в 8 классе, 68 часов в
год в 9 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада
российской химической науки в мировую химию;
2) формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности
и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных
фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной
образовательной траектории;
3) формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью
которой является химическая картина мира;
4) овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и
общественной практики, в том числе и химическим;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного
обращения с веществами и материалами;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
Метапредметные результаты
1) определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя
новых задач;
2) планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как
теоретического, так и экспериментального характера;
3) соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля
своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий
при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники
безопасности;
4) определение источников химической информации, получение и анализ её, создание
информационного продукта и его презентация;
5) использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и
систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и
построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по
аналогии) на материале естественно-научного содержания;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и профессиональной
ориентации;
8) генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
Предметные результаты
Учащийся должен уметь:
1) использовать при характеристике превращений веществ понятия «химическая
реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции
замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические
реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительновосстановительные реакции»;
2) характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
3) приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных
оксидов - гидроксидов;
4) давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и
продуктов реакции, а также тепловому эффекту; направлению протекания реакции;
изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ;
участию катализатора;
5) объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа
реагирующих
веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность
соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;
6) наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью
естественного
русского или родного) языка и языка химии;
7) проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и
гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов
(природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура,
катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса химии для 8 класса основной школы разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения
Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного
общего образования.
В соответствии с этими документами обучающиеся должны овладеть приёмами,
связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и
сравнивать. Так как химия — наука экспериментальная, обучающиеся должны овладеть
такими познавательными учебными действиями, как эксперимент, наблюдение,
измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. В процессе изучения курса у
обучающихся продолжают формироваться умения ставить вопросы, объяснять,
классифицировать, сравнивать, определять источники информации, получать и
анализировать её, готовить информационный продукт, презентовать его и вести
дискуссию. Следовательно, деятельностный подход в изучении химии способствуют
достижению
результатов.
личностных,
предметных
и
метапредметных
образовательных
При организации обучения важно учитывать особенности познавательного
развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику
усвоения ими учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору
содержания программного материала учебных предметов с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей детей с ЗПР на уровне основного общего
образования;
применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом
особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков,
компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при
решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение
алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении
учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя
проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к
различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного
материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность
предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки
информации и т.д.);
организация образовательного пространства, рабочего места, временной
организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и
возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной
среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе
интеллектуальной
деятельности,
сниженной
работоспособности,
сниженной
произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема
памяти и пониженной точности воспроизведения);
специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и
поведения, в осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях,
использовании приемов эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать
помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях; целенаправленное
развитие социального взаимодействия обучающихся с ЗПР;
учет функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа
переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной
дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.);
стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых
на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной
жизни;
применение специального подхода к оценке образовательных достижений
(личностных, метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; использование
специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей
усвоения образовательной программы;
формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с
позиций личностного становления и профессионального самоопределения;
развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного
общения и социального взаимодействия (со сверстниками, со взрослыми), максимальное
расширение социальных контактов, помощь подростку с ЗПР в осознании социально
приемлемого и одобряемого поведения, в избирательности в установлении социальных
контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в
антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
В основу курса положены следующие идеи:
материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;
ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования
химических явлений, оценки их практической значимости;
взаимосвязь качественной и количественной сторон химических объектов
материального мира;
развитие химической науки и производство химических веществ и материалов
для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения
глобальных проблем современности;
генетическая связь между веществами.
Эти идеи реализуются в курсе химии основной школы путём достижения следующих
целей:
• Формирование у учащихся химической картины мира, как органической части его
целостной естественно-научной картины.
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и её вклада в
современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических
операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в
процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении
и свойствах химических веществ.
• Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по
химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и
материалами в быту и на производстве.
• Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной
образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или
профессионального образовательного учреждения.
• Овладение
ключевыми
компетенциями:
учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
II.Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники
основной школы должны овладеть следующими результатами:
1. Личностные результаты:
1) осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада
российской химической науки в мировую химию;
2) формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности
и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных
фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной
образовательной траектории;
3) формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью
которой является химическая картина мира;
4) овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и
общественной практики, в том числе и химическим;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного
обращения с веществами и материалами;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
2. Метапредметные результаты:
1) определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя
новых задач;
2) планированиепутей достижения желаемого результата
теоретического, так и экспериментального характера;
обучения
химии
как
3) соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля
своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий
при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники
безопасности;
4) определение источников химической информации, получение и анализ её, создание
информационного продукта и его презентация;
5) использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и
систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и
построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по
аналогии) на материале естественно-научного содержания;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и профессиональной
ориентации;
8) генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
3. Предметные результаты:
1) умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе
положения в периодической системе Д. И. Менделеева;
2) формулирование изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула,
ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических
реакций и т. п.;
3) определение по формулам состава неорганических и органических веществ,
валентности атомов химических элементов или степени их окисления;
4) понимание информации, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;
5) умениеклассифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные
(бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания,
амфотерные гидроксиды — и соли) вещества;
6) формулирование периодического закона, объяснение структуры и информации, которую
несёт периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрытие
значения периодического закона;
7) умение характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы
кристаллических решёток;
8) описание строения атомов химических элементов с порядковыми номерами 1—20 и 26,
отображение их с помощью схем;
9) составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им
гидроксидов;
10) написание структурных формул молекулярных соединений и формульных единиц
ионных соединений по валентности, степени окисления или заряду ионов;
11) умение формулировать основные законы химии: постоянства состава веществ
молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;
12) умение формулировать основные положения атомно-молекулярного учения и теории
электролитической диссоциации;
13) определение признаков, условий протекания и прекращения химических реакций;
14) составление молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие
химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи
между классами соединений;
15) составление уравнений реакций с участием электролитов также в ионной форме;
16) определение по химическим уравнениям принадлежности реакций к определённому
типу или виду;
17) составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода
электронного баланса;
18) применение понятий «окисление» и «восстановление» для характеристики химических
свойств веществ;
19) определение с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионов
и катиона аммония в растворе;
20) объяснение влияния различных факторов на скорость химических реакций;
21) умение характеризовать положение металлов и неметаллов в периодической системе
элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;
22) объяснение многообразия простых веществ явлением аллотропии с указанием её
причин;
23) установление различий гидро-, пиро- и электрометаллургии и иллюстрирование этих
различий примерами промышленных способов получения металлов;
24) умение давать общую характеристику элементов I, II, VIIА групп, а также водорода,
кислорода, азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ
и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и
химические свойства, применение);
25) умение описывать коррозию металлов и способы защиты от неё;
26) умениепроизводить химические расчёты с использованием понятий «массовая доля
вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объём» по формулам и
уравнениям реакций;
27) описание свойств и практического значения изученных органических веществ;
28) выполнение обозначенных в программе экспериментов, распознавание неорганических
веществ по соответствующим признакам;
29) соблюдение правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).
III. Содержание учебного предмета
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Начальные понятия и законы химии (20 ч)
Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ.
Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение
общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение.
материальные и знаковые или символьные.
Эксперимент
Моделирование.
Модели
Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями
вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение,
кристаллизация и плавление.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси
газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или
дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание.
Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в
быту.
Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на
примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических
элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая
таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный
варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы.
Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса.
Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут
химические формулы.
Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной
валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности
химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений,
состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава
веществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций.
Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и
эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических
уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы
химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Катализаторы и катализ.
Демонстрации
Коллекция материалов и изделий из них.
Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии.
Объёмные и шаростержневые модели некоторых химических веществ.
Модели кристаллических решёток.
Собирание прибора для получения газа и проверка его герметичности.
Возгонка сухого льда, иода или нафталина.
Агрегатные состояния воды.
Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки.
Дистиллятор и его работа.
Установка для фильтрования и её работа.
Установка для выпаривания и её работа.
Коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха.
Разделение красящего вещества фломастера с помощью метода бумажной
хроматографии.
Модели аллотропных модификаций углерода и серы.
Получение озона.
Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.
Короткопериодный и длиннопериодный варианты периодической системы Д. И.
Менделеева.
Конструирование шаростержневых моделей молекул.
Аппарат Киппа.
Разложение бихромата аммония.
Горение серы и магниевой ленты.
Портреты М. В. Ломоносова и А. Л. Лавуазье.
Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.
Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование
полученного раствора лакмусом.
Взаимодействие соляной кислоты с цинком.
Получение гидроксида меди(II) и его разложение при нагревании.
Лабораторные опыты
• Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.
• Проверка герметичности прибора для получения газов.
• Ознакомление с минералами, образующими гранит.
• Приготовление гетерогенной смеси порошков серы с железом и их разделение.
• Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра.
• Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.
• Взаимодействие раствора соды с кислотой.
• Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи с
кислотой.
• Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи с
солью железа(III).
• Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV). 11. Замещение
железом меди в медном купоросе.
Практические работы
1. Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории
(кабинете химии).
2. Наблюдение за горящей свечой.
3.Анализ почвы (аналог работы «Очистка поваренной соли»).
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в
химии (18 ч)
Состав воздуха. Понятие об объёмной доле()компонента природной газовой смеси —
воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объёмной доле и наоборот.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода.
Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными
веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по
их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и
применение.
Кислоты, их состав и их классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и
соляная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид
натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы
измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и
киломолярная массы вещества.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«постоянная Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность газа
по другому газу.
Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объемы газообразных
веществ.
Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объём газов», «число Авогадро».
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды:
взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в
щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля
растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля
растворённого вещества».
Демонстрации
Определение содержания кислорода в воздухе.
Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода.
Собирание методом вытеснения воздуха и воды.
Распознавание кислорода.
Горение магния, железа, угля, серы и фосфора в кислороде.
Коллекция оксидов.
Получение, собирание и распознавание водорода.
Горение водорода.
Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Коллекция минеральных кислот.
Правило разбавления серой кислоты.
Коллекция солей.
Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
Некоторые металлы, неметаллы и соединения с количеством вещества,
равным 1 моль.
Модель молярного объёма газообразных веществ.
Коллекция оснований.
Лабораторные опыты
• Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.
• Получение водорода взаимодействием цинка с соляной кислотой.
• Распознавание кислот с помощью индикаторов.
• Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
• Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки: растворами
пероксида водорода, спиртовой настойки иода, аммиака.
Практические работы
4. Получение, собирание и распознавание кислорода.
5. Получение, собирание и распознавание водорода.
6. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
Основные классы неорганических соединений (10 ч)
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы
получения оксидов
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами,
кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы
получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот.
Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями —
реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и
кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих
реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Лабораторные опыты
• Взаимодействие оксида кальция с водой.
• Помутнение известковой воды.
• Реакция нейтрализации.
• Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с кислотой.
• Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.
• Взаимодействие кислот с металлами.
• Взаимодействие кислот с солями.
• Ознакомление с коллекцией солей.
• Взаимодействие сульфата меди(II) с железом.
• Взаимодействие солей с солями.
• Генетическая связь между классами неорганических веществ на примере соединений
меди.
Практические работы
7.Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома (8 ч)
Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные (благородные) газы.
Амфотерность. Амфотерные оксиды и
гидроксиды. Комплексные соли.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание им периодической
системы химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении
атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная
модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь
понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1—
20. Понятие о завершённом электронном уровне.
Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная
формулировка периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и
группах как функция строения электронных оболочек атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по
периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
их
положению
в
Демонстрации
Различные формы таблиц периодической системы.
Моделирование построения периодической системы Д. И. Менделеева.
Модели атомов химических элементов.
Модели атомов элементов 1—3-го периодов.
Лабораторные опыты
• Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (8 ч)
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы
образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и
физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице
вещества.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о
валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для
бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства
веществ с этим типом решёток.
Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая
связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных
соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки и свойства веществ с
этим типом решёток.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства
веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчёта
степеней окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для
элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и
окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
методом электронного баланса.
Демонстрации
Видеофрагменты и слайды «Ионная химическая связь».
Коллекция веществ с ионной химической связью.
Модели ионных кристаллических решёток.
Видеофрагменты и слайды «Ковалентная химическая связь».
Коллекция веществ молекулярного и атомного строения.
Модели молекулярных и атомных кристаллических решёток.
Видеофрагменты и слайды «Металлическая химическая связь».
Коллекция «Металлы и сплавы».
Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
Горение магния.
Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты
• Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Количество Число
Число
практических контрольных
часов
работ
работ
Класс
Разделы курса химии, темы
8
Начальные понятия и законы
химии
20
3
1
Важнейшие
представители
неорганических
веществ.
Количественные отношения в
химии
18
3
1
Основные
классы
неорганических соединений
10
1
1
Периодический
закон
и
периодическая
система
химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома
8
-
-
Химическая связь.
Окислительновосстановительные реакции
Итого
I.
8
-
1
64 (4 ч –
резервное
время)
7
4
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основе Примерной
программы по химии, разработанной с требованиями к результатам основного общего
образования, представленнымив федеральном государственном образовательном
стандарте.
При организации обучения важно учитывать особенности познавательного
развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику
усвоения ими учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору
содержания программного материала учебных предметов с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей детей с ЗПР на уровне основного общего
образования;
применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом
особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков,
компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при
решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение
алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении
учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя
проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к
различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного
материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность
предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки
информации и т.д.);
организация образовательного пространства, рабочего места, временной
организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и
возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной
среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе
интеллектуальной
деятельности,
сниженной
работоспособности,
сниженной
произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема
памяти и пониженной точности воспроизведения);
специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и
поведения, в осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях,
использовании приемов эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать
помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях; целенаправленное
развитие социального взаимодействия обучающихся с ЗПР;
учет функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа
переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной
дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.);
стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых
на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной
жизни;
применение специального подхода к оценке образовательных достижений
(личностных, метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; использование
специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей
усвоения образовательной программы;
формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с
позиций личностного становления и профессионального самоопределения;
развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного
общения и социального взаимодействия (со сверстниками, со взрослыми), максимальное
расширение социальных контактов, помощь подростку с ЗПР в осознании социально
приемлемого и одобряемого поведения, в избирательности в установлении социальных
контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в
антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными
учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и
задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить
эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и
отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приёмами,
связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и
сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны
овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и
метапредметных образовательных результатов.
Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение
целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии
предмета:
«вещество» - знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом
значении;
«химическая реакция» - знание о превращениях одних веществ в другие, условиях
протекания таких превращений и способах управления реакциями;
«применение веществ» - знание и опыт безопасного обращения с веществами,
материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;
«язык химии» - оперирование системой важнейших химических понятий, знание
химической номенклатуры, а также владение химической символикой.
Место учебного предмета в учебном плане
В процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся
овладевают умениями ставить вопросы, наблюдать, объяснять, классифицировать,
сравнивать, проводить эксперименты и интерпретировать выводы на их основе,
определять источники химической информации, получать и анализировать её, а также
готовить на этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и вести
дискуссию.
Программа курса химии для основной школы разрабатывалась с учётом
первоначальных представлений, полученных учащимися в начальной школе при изучении
окружающего мира.
Несмотря на то, что предлагаемая программа носит общекультурный характер и не
ставит задачу профессиональной подготовки учащихся, тем не менее она позволяет им
определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.
Базисный учебный план на изучение химии в основной школе отводит 2 учебных
часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 136 уроков, по 68 часов в год. В 9
классе – 68 ч.
Основные идеи предлагаемого курса
материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь;
причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами,
получением и применением веществ;
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического
материала химии элементов;
конкретное химическое соединение как звено в непрерывной цепи превращений
веществ, участвующих в круговороте химических элементов в химической
эволюции;
объективность и познаваемость законов природы; знание законов химии позволяет
управлять химическими превращениями веществ, находить экологически
безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
взаимосвязанность науки и практики; требования практики – движущая сила
развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам
человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны
способствовать решению глобальных проблем современности.
Эти идеи реализуются путём достижения следующих целей:
формирование у учащихся химической картины мира как органической части его
целостной естественнонаучной картины;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся в процессе изучения ими химической науки и её вклада в современный
научно – технический прогресс;
формирование важнейших логических операций мышления ( анализ, синтез,
обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы
важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических
веществ;
воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по
химии является объективной необходимостью для безопасной работы с
веществами и материалами в быту и на производстве;
проектирование и реализация выпускниками основной школы личной
образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или
профессионального образовательного учреждения;
овладение
ключевыми
компетенциями
(учебно
–
познавательными,
информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными).
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он
позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения работать с
химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их
безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на
производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые
служат не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля
качества их сформированности.
В курсе 9 класса вначале обобщаются знания учащихся по курсу 8 класса,
апофеозом которого является периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Кроме того, обобщаются сведения о
химических реакциях и их классификации
- знания условий, в которых
проявляются химические свойства веществ, и способов управления химическими
процессами. Затем рассматриваются общие свойства металлов и неметаллов.
Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов
(простых веществ и соединений галогенов) как наиболее ярких представителей
этих классов элементов и их сравнительная характеристика. В курсе подробно
рассматриваются состав, строение свойства, получение и применение отдельных,
важных в хозяйственном отношении веществ, образованных элементами 2 – 3 –го
периодов.
II.Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
• использовать при характеристике превращений веществ понятия «химическая
реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции
замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические
реакции»,
«обратимые
реакции»,
«необратимые
реакции»,
«окислительновосстановительные реакции»;
• характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных
оксидов - гидроксидов;
•
давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и
продуктов реакции, а также тепловому эффекту; направлению протекания реакции;
изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ;
участию катализатора;
• объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих
веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность
соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;
• наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного
русского или родного) языка и языка химии;
• проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и
гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа
реагирующихвеществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор,
поверхность соприкосновения реагирующих веществ).
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
• составлять аннотацию к тексту;
• создавать модели с выделением существенных характеристик объекта
представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
• определять виды классификации (естественную и искусственную);
• осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
и
Раздел «Металлы»
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
• использовать при характеристике металлов и их соединений понятия «металлы», «ряд
активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при
характеристике металлов;
• давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния,
кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа,
подгруппа, относительная атомная масса, строение атома: заряд ядра, число протонов и
нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным
слоям; простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида);
• называть соединения металлов и составлять их формулы по названию;
• характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществметаллов;
• объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементовметаллов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные
свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших
оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
• описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского
или родного) языка и языка химии;
• составлять молекулярные уравнения реакции, характеризующих химические
свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов
окисления-восстановления;
• уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные
ионные уравнения реакций с участием электролитов;
• устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими
физическими и химическими свойствами;
• описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также
алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного)
языка и языка химии;
• выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию
важнейших катионов металлов, гидроксидионов;
•экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать
экспериментальные задачи по теме «Металлы»;
• описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или
родного) языка и языка химии;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с
участием металлов и их соединений.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
• работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные
средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ);
• с помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• составлять рецензию на текст;
• осуществлять доказательство от противного.
Раздел «Неметаллы»
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
• использовать при характеристике металлов и их соединений понятия «неметаллы»,
«галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость
воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;
• давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов,
кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер,
период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома: заряд ядра,
число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов
по электронным слоям; простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и
гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);
• называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;
• характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых
веществ-неметаллов;
• объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементовнеметаллов
(радиус,
неметаллические
свойства
элементов,
окислительновосстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотноосновные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений,
окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева;
• описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного
(русского или родного) языка и языка химии;
• составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические
свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов
окисления-восстановления;
• уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные
ионные уравнения реакций с участием электролитов;
• устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими
физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства водорода,
галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с
помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
• описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им
химический эксперимент;
• выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию
ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-,
иодид-ионов;
• экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать
экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»;
• описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или
родного) языка и языка химии;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с
участием неметаллов и их соединений.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
• организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
• в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
• отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
• подтверждать аргументы фактами;
• критично относиться к своему мнению;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
• быть готовым изменить свою точку зрения;
• составлять реферат по определенной форме;
осуществлять косвенное разделительное доказательство
III. Содержание учебного предмета
Тема1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций (6 ч.)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в
свете учения о строении атома, их значение. Характеристика элемента по его положению
в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов,
кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов
окисления – восстановления.
Генетические ряды металла и неметалла. Характеристика химического элемента по
кислотно – основным свойствам образуемых им соединений.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного
элемента. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Химическая организация природы.
Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ.
Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.
Моделирование построения Перидической системы Д.И.Менделеева. 3. Замещение
железом меди в растворе сульфата меди (II).4. Зависимость скорости химической реакции
от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной
кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от
площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8.
Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на
примере взаимодействия оксида меди (II)с раствором сенной кислоты различной
температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV). 10.
Обнаружение каталазы в пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот
с металлами уротропином.
Тема 2. Металлы (15 ч)
Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая
кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства
металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как
восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений
металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их
получения.
Общая характеристика щелочных металлов.
Металлы в природе. Общи способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов - оксиды, гидроксиды и
соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном
хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие
соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды,
карбонаты, нитрaты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном
хозяйстве.
А л ю м и н и й.
Строение атома, физические химические свойства простого вещества. Соединения
алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия.
Применение алюминия и его соединений.
Ж е л е з о.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические
ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для
природы и народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.
Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с
кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа
(II) и (III).
Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.13.
Ознакомление с рудами железа.14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15.
Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.16. Получение гидроксида
алюминия и исследование его свойств. 17.Взаимодействие железа с соляной кислотой. 18.
Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Тема 3. Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений (3ч)
1. Осуществление цепочки химических превращений.2. Получение и свойства
соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и
получение соединений металлов.
Тема 4. Неметаллы (23 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе, особенности
строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера неталличности», ряд ЭО.
Кристаллическое строение металлов - простых веществ. Аллотропия. Физические
свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл».
Водород.
Положение водорода в Периодической
системе химических
элементов
Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства
водорода, его получение и применение.
Вода.
Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды.
Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства
воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры.
Минеральные воды. Дистиллированная вода, её получение и применение.
Общая характеристика галогенов.
Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.
Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в
народном хозяйстве.
Сера.
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы
(IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение
в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
А з о т.
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства,
получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и
(IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их
содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Ф о с фор.
Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.
Основные соединения: оксид фосфора (У) и ортофосфорная кислота, фосфаты.
Фосфорные удобрения.
У г л е род.
Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода
(II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в
природе и жизни человека.
К р е м н и й.
Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид
кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в
живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с
натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение yглем растворенных веществ
или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений
хлора, серы, фосфора, углерода, кремния Образцы важнейших для народного хозяйства
сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. Получение Качественная реакция на хлорид-ион. 8.
Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония.10. Получение
углекислого газа и его распознавание.11. Качественная реакция на карбонат – ион.12.
Ознакомление с природными силикатами.13. Ознакомление с продукцией силикатной
промышленности.
Тема 4. Практикум № 2. «Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» 5. Решение
экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение,
собирание и распознавание газов.
Тема 5. Органические соединения (10 ч.)
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения
свойств и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов
элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических рещёток. Взаимосвязь строения и
свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав
реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора;
направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла,
неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные),
гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав,
классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической
диссоциации и представлений о процессах окисления – восстановления.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
Класс
Разделы курса химии
Количество
часов
Число
практических
работ
Число
контрольных
работ и зачётов
9
Повторение
основных
вопросов курса 8 класса и
введение в курс 9 класса
6
-
-
Тема 1 Металлы
15
-
-
Практикум№1
Свойства
металлов и их соединений
3
3
1
Неметаллы
23
-
1
3
3
-
10
8
-
1
1
68
7
4
Практикум № 2
Свойства неметаллов и их
соединений
Органические соединения
Обобщение знаний по
химии
за курс основной школы
ИТОГО: