Аннотация к рабочим программам предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов с задержкой психического
развития
Рабочие программы по ОБЖ для обучающихся 8-9 классов с ЗПР составлены в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования», на
основе следующих документов и материалов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
На основе авторской программы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: учебники для 8, 9
классов «Основы безопасности жизнедеятельности» Любов Э.Н., Прищепов Д.З., Муркова
Н.В.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
посредством
индивидуализации
и
дифференциации образовательного процесса.
Цель:
- содействие повышению уровня защищённости жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
- формирование основ экологического мышления, осознания влияния культуры
безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние
природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
- осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных
отношений на основе принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы,
ответственности;
- профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и
антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психактивных
веществ, в том числе наркотиков.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном
процессе:
- обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности,
обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и
государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений
предвидеть и распознать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и
коллективные средства защиты, оказывать первую помощь;
- воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение
индивидуальной, общественной и государственной безопасности; чёткой правовой
гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в
социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью,
здоровью людей и среде обитания;
- развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля,
самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности,
обеспечивающих личную и общественную безопасность.
Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования
обеспечивает:
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
достижение
выпускниками
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства,
интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной
личности;
понимание роли и места личности гражданина в системе национальной безопасности
Российской Федерации;
преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его
путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной
службы;
подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности
жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;
обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих
приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. пояснительная записка
2. планируемые результаты освоения учебного предмета;
3. содержание учебного предмета;
4. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «ОБЖ» выделяется 34 часа в год в 8 классе, 34 часа в год в
9 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Предметные результаты
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для
личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "ОБЖ" для 8 класса разработана на основе
примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11
классов общеобразовательных учреждений и в соответствии с федеральным компонентом
Государственного стандарта среднего (основного) общего образования к учебнику
«Основы безопасности жизнедеятельности» Любова Э.Н., Прищепова Д.З., Мурковой Н.В.
Рабочая программа разработана в соответствии с современной нормативной
правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897);
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 №254 О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования. Программы курс «Основы
безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов.
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
«Об охране окружающей природной среды»;
«О пожарной безопасности»;
«О гражданской обороне»;
«О безопасности дорожного движения» и др.
При организации обучения важно учитывать особенности познавательного
развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику
усвоения ими учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору
содержания программного материала учебных предметов с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей детей с ЗПР на уровне основного общего
образования;
применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом
особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков,
компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при
решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение
алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении
учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя
проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к
различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного
материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность
предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки
информации и т.д.);
организация образовательного пространства, рабочего места, временной
организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и
возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной
среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе
интеллектуальной
деятельности,
сниженной
работоспособности,
сниженной
произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема
памяти и пониженной точности воспроизведения);
специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и
поведения, в осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях,
использовании приемов эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать
помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях; целенаправленное
развитие социального взаимодействия обучающихся с ЗПР;
учет функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа
переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной
дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.);
стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых
на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной
жизни;
применение специального подхода к оценке образовательных достижений
(личностных, метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; использование
специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей
усвоения образовательной программы;
формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с
позиций личностного становления и профессионального самоопределения;
развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного общения
и социального взаимодействия (со сверстниками, со взрослыми), максимальное
расширение социальных контактов, помощь подростку с ЗПР в осознании социально
приемлемого и одобряемого поведения, в избирательности в установлении социальных
контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в
антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
Место предмета в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю,
34 часа в год, на основе учебного плана МОБУ «СОШ №2» г. Дальнегорска.
Формы
обучения учащихся на уроке: обще классная,
индивидуальная.
II.
групповая, парная,
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами являются:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного ,бережного отношения к
окружающей среде
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном
среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами являются:
овладение
умениями
формулировать
личные
понятия
о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и
новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и
социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения
защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об
оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в
области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели
личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных
ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую помощь.
В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые
умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую помощь при занятиях
физической культурой и спортом.
III. Содержание учебного предмета
Раздел №1 Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Безопасность и защита человека
Глава №1 Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера(4 ч)
В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» дано следующее определение чрезвычайной
ситуации техногенного характера: неблагоприятная обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые
могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью люде, окружающей среде,
значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей. Краткая
характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их
последствий. Основные причины техногенных аварий и катастрофы.
Глава №2. Пожары и взрывы (5 ч)
Условия возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и
взрывов. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и
угрозе взрывов.
Глава №3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 ч)
Химические вещества и опасные объекты. Правила поведения и действия населения при
авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Глава №4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 ч).
Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующие излучение: природа,
единицы измерения, биологические эффекты. Правила населения и действия населения
при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
Глава № 5. Гидродинамические аварии (3 ч)
Причины и виды гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий
гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время
гидродинамических аварий.
Глава №6. Нарушение экологического равновесия.(6 ч)
Экология и экологическая безопасность. Понятие о предельно допустимых концентрациях
загрязняющих веществ ПДКА. Краткая характеристика обстановки в России
Раздел №2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила
безопасного поведения
Глава №1. Безопасное поведение на улицах и дорогах. (8 ч).
Правила для велосипедистов. Основные понятия об уголовной ответственности
несовершеннолетних. Самозащита в общественном транспорте.
IV.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
№
уро
ков
Тема
Колво
часов
Число
практических
заданий
Число
контрольн
ых работ
Введение. Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного
характера. Безопасность и защита человека (26 ч.).
Глава 1 основные виды и причины
3
3
опасных ситуаций техногенного
характера. 3 ч.
Глава 2 Пожары и взрывы 5 ч.
5
3
Глава 3 Аварии с выбросом опасных
химических веществ 5 ч.
Глава 4 Аварии с выбросом
радиоактивных веществ 4 ч.
Глава 5 Гидродинамические аварии 3 ч.
Глава 6 Нарушения экологического
равновесия 7 ч.
5
2
1
4
1
1
3
6
1
2
2
Раздел 2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (8 ч.)
Глава 1. Безопасное поведение на улицах 8
2
и дорогах 8 ч.
Итого:
34 ч.
4
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9
класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 г № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования»;
Приказа
Минпросвещения
России
от
20.05.2020
№
254
О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования.Программы
курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 и 10-11 классов.
Рабочая программа составлена с учетом концепции преподавания учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
общеобразовательные программы. Согласно данной концепции изучение учебного
предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать
угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать
сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных
ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого
волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности
для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к
современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы «Основы
безопасности жизнедеятельности 9 класс», с использованием учебников для 9 классов
«Основы безопасности жизнедеятельности» Любова Э.Н., Прищепова Д.З., Мурковой Н.В.
При организации обучения важно учитывать особенности познавательного
развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику
усвоения ими учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору
содержания программного материала учебных предметов с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей детей с ЗПР на уровне основного общего
образования;
применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом
особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков,
компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при
решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение
алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении
учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя
проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к
различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного
материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и вариативность
предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки
информации и т.д.);
организация образовательного пространства, рабочего места, временной
организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и
возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной
среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе
интеллектуальной
деятельности,
сниженной
работоспособности,
сниженной
произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема
памяти и пониженной точности воспроизведения);
специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и
поведения, в осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях,
использовании приемов эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать
помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях; целенаправленное
развитие социального взаимодействия обучающихся с ЗПР;
учет функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа
переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной
дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.);
стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых
на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной
жизни;
применение специального подхода к оценке образовательных достижений
(личностных, метапредметных и предметных) с учетом психофизических особенностей и
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; использование
специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей
усвоения образовательной программы;
формирование социально активной позиции, интереса к социальному миру с
позиций личностного становления и профессионального самоопределения;
развитие и расширение средств коммуникации, навыков конструктивного
общения и социального взаимодействия (со сверстниками, со взрослыми), максимальное
расширение социальных контактов, помощь подростку с ЗПР в осознании социально
приемлемого и одобряемого поведения, в избирательности в установлении социальных
контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в
антисоциальную среду); профилактика асоциального поведения.
Целью рабочей программы является:
- содействие повышению уровня защищённости жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
- формирование основ экологического мышления, осознания влияния культуры
безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние
природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
- осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных
отношений на основе принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы,
ответственности;
- профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и
антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психактивных
веществ, в том числе наркотиков.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном
процессе:
- обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности,
обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и
государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений
предвидеть и распознать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и
коллективные средства защиты, оказывать первую помощь;
- воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение
индивидуальной, общественной и государственной безопасности; чёткой правовой
гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в
социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью,
здоровью людей и среде обитания;
- развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля,
самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности,
обеспечивающих личную и общественную безопасность.
Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования
обеспечивает:
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства,
интересам обучающихся и потребностям общества в формировании
полноценной личности;
понимание роли и места личности гражданина в системе национальной
безопасности Российской Федерации;
преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и
расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны
государства и военной службы;
подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности
жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;
обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих
приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;
содержательно-критериальную оценку уровня достижения прикладных компетенций в
области и безопасности.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности
жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
III. Содержание учебного курса
9 класса (34ч.)
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она
включает все темы государственного образовательного стандарта основного общего
образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Раздел-1 Основы безопасности личности, общества и государства
Глава 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе.
Россия в мировом сообществе и национальная безопасность
Национальные интересы России . Основные угрозы национальным интересам России и
пути обеспечения ее безопасности
Организация обороны Российской Федерации
Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
ЧС России- Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и
чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), ее структура и задачи. Законодательные, нормативные и правовые основы
обеспечения безопасности
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Современные средства поражения , их поражающие факторы, мероприятия по защите
населения.
Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
Терроризм и безопасность человека. Международный терроризм и безопасность России
Раздел-2 Основы формирования здорового образа жизни
Глава 4 Факторы разрушающие здоровье.
Табакокурение и его вред. Алкоголь и его вред. Наркотики и их вред
Глава 5 .Факторы формирующие здоровье человека
Рациональное питание. Основы подбора продуктов питания
Советы, как выбрать безопасные продукты
Гигиена одежды
Занятия физической культурой. Туризм как вид активного отдыха.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
Разделы курса ОБЖ
Количество
часов
Число
практических
занятий
Число
контрольных
работ
9 класс
Раздел-1 Основы безопасности личности, общества и государства
Глава 1. Национальная безопасность
России в мировом сообществе.
6
Глава 2. Организация защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Глава 3. Терроризм как угроза
национальной
безопасности
Российской Федерации.
Раздел-2 Основы формирования
здорового образа жизни
Глава 4 Факторы разрушающие
здоровье.
Глава 5 .Факторы формирующие
9
1
1
3
1
1
3
1
1
7
1
1
здоровье человека
Глава 6 Нарушения экологического
равновесия
Резерв
4
Итого:
34
1
2
3
7