Родная литература 10-11 класс

Пояснительная записка
1.1 Нормативно-правовое обеспечение
 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021).
 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N
712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25
декабря 2020 г., регистрационный N 61828) (далее - Приказ N 712) внесены
изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся.
 Распоряжение от 12 января 2021 года N Р-6 Об утверждении методических
рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров
образования естественно-научной и технологической направленностей.








Примерная основная образовательная программа основного общего образования"
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (в ред. от 04.02.2020).
Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (в ред. от 23.12.2020) "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20) (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися ООПНОО,ООО,СООМОБУ СОШ №2

1.2 УМК
 Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века.
10 класс. Учебник
общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2020
 Журавлев В.П. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник
общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2020

для
для

1.3 Сроки реализации
Сроки реализации программы: рабочая программа разработана для 10-11 классов На
изучение родной литературы отводится в 10 классе 0,5 учебных часа в неделю, в 11 классе
0,5 учебных часа. Итого: 34 часа за 2 учебных года.

1.4 Цель и задачи
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования через предмет «Родная литература»
Цель данной рабочей программы соотносится с главными задачами реализации
основной образовательной программы основного общего образования:
 формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;
 обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее
произведениям;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
 формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественного литературного произведения;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета.
1.5 Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики содержания
программы
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности,
развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии
национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская)
литература как культурный символ России, высшая форма существования российской
духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм,
чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству
посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных
областей «Родной язык и родная литература» направлен на освоение особенностей
словесности (языка и литературы) на произведениях родной литературы.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или
фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её
непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора
художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие
задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
1) Русская литература первой половины XIX в.

2) Русская литература второй половины XIX в.
3) Русская литература первой половины XX в.
4) Русская литература второй половины XX в.
Каждый этап предполагает достижение конкретных результатов. Это предметные и
метапредметные, а также личностные результаты, которые фиксируют знания, умения и
навыки учеников.
1.6 Формы организации учебного процесса, технологии обучения
Методы и формы обучения определяются с учётом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Содержание данного курса
строится на основе системно-деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в
разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является
условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения,
становление ответственности как черты личности.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых
технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность
учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит
реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии зависит от предметного
содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности
удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся
технологии:
 Информационно-коммуникативные технологии
 Проектная технология
 Технология развивающего обучения
 Здоровьесберегающие технологии
 Технология проблемного обучения
 Технология интегрированного обучения
 Педагогика сотрудничества
 Технология уровневой дифференциации
 Групповые технологии
 Традиционная технология (классно-урочная система).
1.7 Система оценки достижений учащихся
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных
в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования
универсальных учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую
семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность
универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной
мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных
результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки
эффективности
воспитательно-образовательной
деятельности
образовательного
учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов
образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных
мониторинговых
исследований
на
основе
централизованно
разработанного
инструментария.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных
в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные
универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»
программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых
результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе
различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач
проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект
целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно

изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального
(уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при
условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых
критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности
регулятивных
действий
и
сформированности
коммуникативных
действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на
базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная
записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии,
что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2)
продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт,
отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный
отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о
достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные
классы.
Оценка предметных результатов
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных
задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на
следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению
базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка
«зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний
на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие
два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений)
фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания
предмета.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической
базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых
результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются
значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом
обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа
обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной

диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании
целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии
только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически
невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений,
требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию
мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию
значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может
стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур
оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
1.Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
 Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения.
 Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
 Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения.
 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями
при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
 Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеями эпохи.
 Умение владеть монологической литературной речью; логичность и
последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с
учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными
знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать
текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 кл.);
свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь
событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными
теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение
монологической литературной речью.Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и
понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных
событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в

раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных
вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе
произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать
текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное
владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа,
несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных
вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных
героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность
выразительных средств языка
2.Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по учебному предмету «Литература» должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача
фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейнотематического содержания произведения, доказательность основных положений,
привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать
выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие
плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и
переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами
языка.
Оценка за содержание сочинения.
Оценка «5» ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном
знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об
умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Оценка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее
знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение
пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее
содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы,
а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Оценка «3» ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний

или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные
ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение
делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых
недочетов.
Оценка «2» ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном
знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без
выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между
частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — речевых,
орфографических, пунктуационных, грамматических, фактических. Оценка за грамотность
сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков
учащихся по русскому языку».
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
оценка
«5»

«4»

Основные критерии оценки
содержание и речь
грамотность
1. Содержание работы полностью соответствует Допускается:
теме.
1 орфографическая, или
2. Фактические ошибки отсутствуют.
1 пунктуационная, или 1
3. Содержание
излагается
последовательно. 4. грамматическая ошибка
Работа
отличается
богатством
словаря,
разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1—2 речевых недочета
1. Содержание работы в основном соответствует Допускаются:
теме
(имеются незначительные отклонения от 2 орфографические и
темы).
2 пунктуационные
2. Содержание в основном достоверно, но имеются ошибки, или
единичные фактические неточности.
1 орфографическая и 3
3. Имеются
незначительные
нарушения пунктуационные ошибпоследовательности в изложении мыслей.
ки, или
4. Лексический и грамматический строй речи 4 пунктуационные
достаточно разнообразен
ошибки при отсутствии

«3»

«2»

5. Стиль работы отличается единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов
в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.
1. В работе допущены существенные отклонения от
темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.
3. Допущены
отдельные
нарушения
последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции,
встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом
в работе допускается не более
4
недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3.
Нарушена
последовательность
изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден
словарь,
работа написана
короткими
однотипными предложениями
со
слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

орфографических
ошибок, а также 2
грамматические
ошибки
Допускаются:
4 орфографические
и
4
пунктуационные
ошибки,
или
3
орфографические
ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных
при
отсутствии
орфографических
ошибок (в 5 классе)
- 5 орфографических
ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а
также
4
грамматические
ошибки.
Допускаются:
7 орфографических и 7
пунктуационных
ошибок, или
6 орфографических и 8
пунктуационных
ошибок, или
5 орфографических и 9
пунктуационных
ошибок, или
8 орфографических и 6
пунктуационных
ошибок,
я также 7
грамматических
ошибок.

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное)
оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах
оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки
«4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится
при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При
выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям
оно написано
удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение
требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим
«так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием
хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это
неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано».
Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор
слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль
или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не
соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
3. Оценка обучающих работ
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая
правильность письма.
4.Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:
Уровень
Высокий
Повышенный
Базовый
Низкий
%
90-100%
89-70 %
69-50 %
49 и менее
оценка
5
4
3
2

2. Общая характеристика учебного предмета
ФГОС СОО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его
традиции, язык и культуру. Изучение родной (русской) литературы играет ведущую роль в
процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих
способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической
преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России,
высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного
предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке
патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему
человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или
фрагменты из произведений) родной (русской) литературы, помогающие школьнику
осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная

ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика,
соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические
традиции.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области
«Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной (русский) язык». Родная
(русская) литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка
художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции
слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка
в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и
использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его
устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и
ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность
обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений
и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Методической основой изучения курса родной (русской) литературы в основной
школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством
организации активной познавательной деятельности школьников.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий
предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление
коммуникативно-деятельностной
направленности
родной
(русской)
литературы,
нацеленность её на метапредметные результаты обучения являются важнейшими
условиями формирования функциональной грамотности как способности человека
максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Изучение предмета «Родная (русская) литература» как части предметной области
«Родной язык. Родная литература» основано на межпредметных связях с предметами:
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Изобразительное
искусство», «Музыка» и др.
В соответствии с требованиями ФГОС в ходе изучения всех учебных предметов
обучающиеся должны приобрести опыт проектной деятельности как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Именно
поэтому в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектноисследовательской деятельности.

3.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская)
литература»

Личностные результаты освоения программы по учебному предмету отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной
жизни.
Метапредметные результаты освоения программы по учебному предмету отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
обеспечивают:
- сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на
разные темы;
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству
познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;
приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и
мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям
своего народа и осознание исторической преемственности поколений;

- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Требования к предметным результатам освоения базового курса родной литературы
отражают:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в
речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение
и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном
языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы
для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.

3.2 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 оценивать свои и чужие поступки;
 проявлять внимание, желание больше узнать.
 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Учащийся получит возможность научиться:
 развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов
России и мира через творческую деятельность эстетического характера..

Метапредметные
Регулятивные
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные

Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Выпускник получит возможность научиться:
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы
(русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека
и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные
этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
-обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в
ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
-определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
-анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое

воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения,
выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
-анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.

4.1 Содержание учебного предмета «Литература» 10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского
языка», сказки.
Ф.М. Достоевский
Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»

Л.Н. Толстой
«Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее
проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная
капля».«Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин
Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в
истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах
будущего).
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
4.2 Содержание учебного предмета «Литература» 11 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи
природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
А.А. Фадеев
Романы «Молодая гвардия»
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее
проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле,
возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый
Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в
истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах
будущего).
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№
Тема раздела
Количество часов
4
1
Личность
5
2
Личность и семья
3
3
Личность – общество – государство
4
Личность – природа – цивилизация
2
2
5
Личность – история – современность
1
Резерв

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 11 класса С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
1

Тема раздела
Личность

Количество часов
3

2
3
4
5

Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Резерв

3
4
3
3
1

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
для 10 класса
17 часов, 0.5 часа в неделю
Дата
Тема раздела
№ Тема урока
учебного курса
Личность
1
Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого
великорусского языка»: человек-мыслитель и человекдеятель
2
Нравственная основа сказок В.И. Даля
Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом
своей совести, , я и другой, индивидуальность и «человек
толпы»
3
Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя
Мышкина.
Личность
и 4
Особенности драматургии А.В. Сухово-Кобылина.
семья
Трилогия
«Свадьба
Керчинского»:
семейные
и
родственные отношения в комедии
5
Место человека в семье и обществе: Л.Н. Толстой
«Смерть Ивана Ильича»
6
Истинные и ложные ценности в повести Л.Н. Толстого
«Отец Сергий»
7
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека
в прозе А.П. Чехова
8
А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура
повседневности
Личность
– 9
Д.В.
Григорович
рассказ
«Гуттаперчевый
общество
–
мальчик»:влияние социальной среды на личность
государство
человека
10
Человек и государственная система; гражданственность и
патриотизм в публицистике К.С. Аксакова
11
Интересы личности, интересы большинства/меньшинства
и интересы государства в романе А.Герцена «Кто
виноват?»
12
Художественные особенности прозы А.Герцена
Личность
– 13
Человек и природа; проблемы освоения и покорения
природа
–
природы в поэзии Ф.Н. Глинки. «Духовные
цивилизация
стихотворения».
14
Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее
проблемы и вызовы
Личность
– 15
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе
история
–
«Выпрямила», рассказ «Пятница»
современность
16
Семинар «Основные проблемы и темы художественной и

17

публицистической литературы 19 века»
Резерв

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
для 11 класса
17 часов, 0.5 часа в неделю
Дата
Тема раздела
№
Тема урока
учебного курса
По
Дано
плану
Личность
1
Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В.
Брюсова
(Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны»,
«Есть что-то позорное в мощи природы...»,
«Неколебимой истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»)
Человек перед судом своей совести Г.Н. Щербаковой
«Вам и не снилось».
2
Судьба человека, становление личности конфликт
долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной и Л.Н.
Мартынова
3
Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П.
Казакова «Во сне ты горько плакал»
Личность и
4
Семейные и родственные отношения в повести Е.И.
семья
Носова «Усвятские шлемоносцы»
5
Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова
«Обмен»
6
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и
доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова
«Жестокие игры»
Личность –
7
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»:
общество –
влияние социальной среды на личность человека
государство
8
Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести Э.Веркина«Облачный полк»
9
В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и
государственная система
10
Законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология в романе З. Прилепина «Санькя»
Личность –
11
Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики
природа –
(Стихотворения:«В жилищах наших», «Вчера, о
цивилизация
смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле
Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня»,

12

13
Личность –
история –
современность

14

15
16

17










«Метаморфозы».«Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»)
Человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения:«В
горнице», «Видения на холме», «Звезда полей»,
«Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..»,
«Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»)
Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее
проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской
«Новые робинзоны»
Роль личности в истории, свобода человека в
условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О.
Домбровского
«Факультет ненужных вещей»
Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова
«Пара гнедых»
Вечное и исторически обусловленное в жизни
человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для
собаки»
Резерв

6.1 Материально- техническая база
Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная
система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы,
возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками,
микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых,
графических и презентационных).
Мультимедиапроектор (может входить в материально- техническое обеспечение
образовательного учреждения).
Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в
Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всего
образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и
технических условий).
Сканер.
Принтер лазерный.
Экран на штативе или навесной

6.2 Учебно-методическая литература
образовательной деятельности по учебному предмету
«Родная (русская) литература».
Литература для учителя
Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. —
М.,1998.

Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл.
В. П. Григорьева. — М., 1991.
Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.
Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического
исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лек сикография. — М., 1981.
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.
Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976.
Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, — М., 1990.
Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвин утом этапе обучения (X—
XI классы) //. Русский язык в школе. — 1994. — №5.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века
10 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века
10 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11
класс. 1-е полугодие. М.: «Вако», 2002.
Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11
класс. 2-е полугодие. М.: «Вако», 2002.
Для учащихся
Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.
Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.
Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(423)73-27-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».