Физике 10-11 класс (базовая)

Программа по физике ФГОС СОО 10 – 11 класс (базовый уровень)
I.

Пояснительная записка

I.I. Нормативно-правовое обеспечение
Рабочая программа по физике предназначена для обучения учащихся 10 – 11 классов
общеобразовательной школы по ФГОС СОО.
Рабочая программа составлена на основе:
 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021).
 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712
"О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61828) (далее - Приказ N 712) внесены изменения в федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся.
 Распоряжение от 12 января 2021 года N Р-6 Об утверждении методических
рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров
образования естественно-научной и технологической направленностей.


Примерная основная образовательная программа основного общего образования"
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (в ред. от 04.02.2020).
 Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (в ред. от 23.12.2020) "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.09.2020 N 59808).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020
N 61573).
 Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися ООПНОО,ООО,СООМОБУ СОШ №2
Программа адресована: Программа среднего общего образования имеет базовый
уровень, рассчитана на учащихся 10 - 11 классов общеобразовательной школы.
Концепция программы
Рабочая программа по физике детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены
Федеральным государственным стандартом общего образования.

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования,
преемственность с примерными программами основного общего образования.
Программа по физике входит в область естествознания
Цель реализации программы
Образование по физике является обязательной и неотъемлемой частью общего образования. Основная цель:
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования через усвоение содержания предмета «Физика» и достижение
результатов обучения в соответствии с требованиями.
Сроки реализации программы
Учебный план школы отводит 136 часов для обязательного изучения физики на ступени
среднего общего образования. В том числе в X, XI классах по 68 учебных часов из расчета 2
учебных часа в неделю.
Сроки реализации программы: 2 года, с 2020 – 2021 гг. по 2021 – 2022 гг.
Планируемые результаты изучения курса физики представлены на двух уровнях:
базовом и повышенном (прописанном курсивом) По окончании 11 класса предполагается
достижение обучающимися уровня образованности и личностной зрелости, соответствующих
Федеральному образовательному стандарту, что позволит обучающимся успешно сдать
государственную (итоговую) аттестацию, достигнуть социально значимых результатов в
творческой деятельности, способствующих формированию качеств личности, необходимых
для успешной самореализации.
Система оценки достижения планируемых результатов
Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается при помощи:







физических диктантов;
диагностических и тренировочных работ;
самостоятельных работ;
контрольных работ;
лабораторных отчётов,
общих и индивидуальных домашних заданий.

Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической
сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий; дает точное
определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное
определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет
чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ
новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических
заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по
курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к
ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой
помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного
материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с

использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой
ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в
соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для
оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных
вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной
ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении
не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и
трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками
в заданиях.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в
условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет
все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с
требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и
одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем
выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в
ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем
выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения
проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил
безопасного труда.
Грубые ошибки:












1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории,
формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу
измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их
решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:






Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой
ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные
несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей,
графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты:






Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.

Основной инструментарий: Контроль знаний, умений и навыков учащихся
осуществляется через систему зачетных контрольных работ. Основные формы контроля –
индивидуальный, групповой, фронтальный. Основные виды контроля – предварительный,
текущий, тематический, итоговый.
II.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она
раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует
формированию современного научного мировоззрения.
Курс физики в программе среднего общего образования структурирован на основе
рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические
явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в средней
школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами
физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе

изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания
окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной
деятельности по их разрешению.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено
использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой
методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов,
понятий, законов, теорий.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и
процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения
теоретических выводов запланированы наблюдение демонстрационных опытов, выполнение
лабораторных работ учащимися.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том,
что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире.
Цели и задачи реализации программы
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования
являются:











обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых
установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности,
неповторимости;
формирование у учащихся системы научных знаний о природе, ее фундаментальных
законах и взаимосвязи между ними, о методах научного познания природы для
построения на этой основе представления о физической картине мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как
к элементу общечеловеческой культуры;
формирование готовности современного выпускника основной школы к активной
учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества,
использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и
углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для
продолжения образования;

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением
следующих задач:
 обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования;
 обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами
и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
 обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;





















организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебноисследовательской деятельности;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности;
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности
обучающихся;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных
технологий, формирующих ключевые компетенции;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
формирование у учащихся умений проводить наблюдения природных явлений,
описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные
приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или
измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и
приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических
явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и
косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных
приборов;
формирование у учащихся умений применять полученные знания для объяснения
разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших
технических устройств;
формирование у учащихся навыка использования полученных знаний и умений для
решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения здоровья

Формы организации учебного процесса, технологии обучения
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Содержание данного курса
строится на основе системно - деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную
учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения
прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как
черты личности.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых
технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность
учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит
реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии зависит от предметного
содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности
удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
При реализации Программы используются технологии:
 Информационно – коммуникационная технология




III.

Технология развития критического мышления
Проектно – исследовательская технология

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования предмет «Физика» изучается с 10-го по 11-й класс.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение физики на этапе
среднего общего образования в объеме 136 ч. В том числе: в 10 классе — 68 ч, в 11 классе —
68 ч.
IV.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней школе определяются
спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам
объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных
ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к
которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют
познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов
познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы
познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики,
проявляются:




в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного
стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная
деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики
могут рассматриваться как формирование:





уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных
технических устройств;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание у учащихся:




правильного использования физической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на
«системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение
развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим
компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями
по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними
компетенции).
Личностными результатами обучения физике в среднейй школе являются:


сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;



убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры;



самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;



готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;



мотивация образовательной
ориентированного подхода;



формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.

деятельности

школьников

на

основе

личностно-

Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:


овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;



понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными
учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей
процессов или явлений;



умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;



опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;



развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и
способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;



освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем; умение работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.

Общими предметными результатами изучения курса физики являются:


умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и
делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;



умение применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды;



развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить
из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний.




Планируемые результаты изучения курса физики представлены на двух уровнях:
базовом и повышенном (прописанном курсивом) По окончании 11 класса предполагается
достижение обучающимися уровня образованности и личностной зрелости, соответствующих
Федеральному образовательному стандарту, что позволит обучающимся успешно сдать
государственную (итоговую) аттестацию, достигнуть социально значимых результатов в
творческой деятельности, способствующих формированию качеств личности, необходимых
для успешной самореализации.
В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности
людей;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными
науками;
- устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических,
проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и
критически ее оценивая;

- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на
примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные
приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать
значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным
формулам;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих
данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические
законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя
модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения
(доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы,
необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный
результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических
и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения
практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для
принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;

- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей

протекания физических

явлений и процессов на основе полученных

теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

VI.

Содержание учебного курса “Физика 10-11”

Программа учебного предмета «Физика» направлена на формирование у обучающихся
функциональной грамотности и метапредметных умений через выполнение
исследовательской и практической деятельности.
В системе естественно-научного образования физика как учебный предмет занимает
важное место в формировании научного мировоззрения и ознакомления обучающихся с
методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами
современного производства и бытового технического окружения человека; в формировании
собственной позиции по отношению к физической информации, полученной из разных
источников.
Успешность изучения предмета связана с овладением основами учебноисследовательской деятельности, применением полученных знаний при решении
практических и теоретических задач.
Изучение физики на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Содержание базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и
процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими

устройствами; для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; для принятия решений в повседневной жизни.
В основу изучения предмета «Физика» на базовом и углубленном уровнях в части
формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
познания, а также практического применения научных знаний заложены межпредметные
связи в области естественных, математических и гуманитарных наук.
VII. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
На каждом этапе изучения физики ученик в той или иной мере выполняет универсальные учебные
действия, а именно:


Использование методов научного исследования явлений природы: проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений



Осуществление самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и
представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических
символов, рисунков и структурных схем).

10 класс

Тема
ВВЕДЕНИЕ.
Основные особенности физического метода
исследования
МЕХАНИКА

Количество
Контрольн Лабораторны
часов
ые работы е работы

1
23

Кинематика
Динамика и силы в природе
Законы сохранения в механике. Статика
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

7
8
8
21

Основы МКТ
Взаимные превращения жидкостей и газов.
Твёрдые тела
Термодинамика
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

3

2
1
1
1

2
9

1
1
1

1

1

4
8
22

Электростатика
Постоянный электрический ток
Электрический ток в различных средах

1
2

8
8
6

РЕЗЕРВ

1

ИТОГО:

68

2
1
1

7

2

5

11 класс
Количество
часов
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (продолжение)
Магнитное поле
5
Тема

Электромагнитная индукция
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

1
1

7

1

18

2

Механические колебания

4

Электромагнитные колебания

5

Производство,
передача
и
использование электрической энергии
Механические волны

Контрольные Лабораторные
работы
работы

1
1

1

4
2

Электромагнитные волны
ОПТИКА

18

2

3

Световые волны. Излучение и спектры

16

2

3

Элементы теории относительности

2

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

20

2

5

1

3

1

Световые кванты
Атомная физика
Физика атомного ядра. Элементарные частицы
Резерв

2
ИТОГО

68

7

6

Базовый уровень
Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования
физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон –
границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в
формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Физика и культура.
Механика
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические
характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная
система отсчета. Законы механики Ньютона.

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития
космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения
механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы.
Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия
волны.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные
доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового
движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния
идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней
энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы
действия тепловых машин.
Электродинамика
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического
поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.
Сверхпроводимость.
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства
вещества.
Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление
самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое
применение.
Геометрическая оптика. Волновые свойства света.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности
Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой
дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе
квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных
превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.

VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методический комплекс соответствует Федеральному перечню учебнометодических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки
РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Для
успешной реализации целей данной программы необходимо:








Учебники согласно федеральному перечню;
Учебные пособия для учащихся;
Наличие материальной базы (приборов и демонстрационного оборудования,
компьютера с соответствующим программным обеспечением);
Методическая литература для учителя;
Комплект дидактических пособий для контроля умений и знаний учащихся;
Инструментарий для оценивания достижений учащихся;
Помещение для проведения занятий.

Учебники и методические пособия:




Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика – 10», Москва: «Просвещение»
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин «Физика – 11», Москва: «Просвещение»
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных
учреждений – 7-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с

Дидактические материалы:




Кирик Л.А. Физика. 7-11 классы. Разноуровневые самостоятельные и контрольные
работы. – М.: Илекса, 2011.
.«Физика. 10 класс»: поурочные планы по учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева. Изд. 2-е, перераб. и доп. / авт.-сост. Г. В. Маркина. Издательство: «Учитель»
Коровин В.А., Демидова М.Ю. «Методический справочник учителя физики» –
Мнемозина, 2000-2003














Сауров Ю.А. «Физика в 10 классе: Модели уроков»: Кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 2005
Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. «Опорные конспекты по кинематике и
динамике» – М.: Просвещение, 1989.
«Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы»: Дидактический
материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Физика. Тесты. 10-11 классы» – М.: Дрофа, 2000.
Кирик Л.А., Дик Ю.И. «Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных
работ»– М: Илекса, 2004.
Кирик Л. А. «Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика.
Молекулярная физика. Электричество и магнетизм» Москва-Харьков, Илекса, 1999г.
Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика10 ,11 классах. Дидактические материалы»- М.:
Дрофа, 2004
В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. «Учебно-тренировочные материалы
для подготовки к ЕГЭ. Физика» – М.: Интеллект-Центр, 2011;
И.И. Нупминский. «ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы»: 2009-2011. –
М.: Просвещение, 2011
В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. «Физика: Справочные материалы,
контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом» – Челябинск:
Взгляд, 2010, 2011
Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»

Литература для учителя:


Федеральный государственный образовательный
образования. - М.: Просвещение, 2014

стандарт

среднего

общего



Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";



Под редак. В.В. Козлова, А.М. Кондакова Фундаментальное ядро содержания общего
образования. ФГОС. – М.: Просвещение, 2014;



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования";



Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. –
М.: Просвещение, 1987.



Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы
для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005



Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.:
Вербум-М, 2005



Физика. Тесты. 10 – 11 классы: Учебно-методическое пособие /Н.К. Гладышева, И.И.
Нурминский, А.И. Нурминский и др. – М.: Дрофа, 2011

Интернет-поддержка курса физики



Физика в открытом колледже http://www.physics.ru
Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ru







Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии
http://www.gomulina.orc.ru
Квант: научно-популярный физико-математический журнал http://kvant.mccme.ru
Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана http://www. physicsregelman.com
Физика в анимациях http://physics.nad.ru
Astrolab.ru: сайт для любителей астрономии http://www.astrolab.ru

Технические средства обучения






Персональный компьютер с программным обеспечением
Проекционный экран
Мультимедиапроектор
Звуковые колонки
Принтер

Экранно-звуковые средства



Коллекция авторских электронно-образовательных ресурсов по различным темам курса
Лицензионные электронные образовательные ресурсы (образовательные диски и DVDфильмы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(423)73-27-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».