Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Моро М.И., Колягина Ю.М.,
Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С.В. «Математика», М.,
«Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4
классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является
приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом
планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим,
обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности
учащихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на
доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту
практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков
отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,
пространственных отношениях;
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать
с результатами измерений и использовать их на практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения
математической символики и обучения составлению различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным
курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения
математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с
использованием математической терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения
учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу
полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной
компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для
учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения
арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике
способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать
свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет
разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием
обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения
совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности.
Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на
поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся
совершенствуется
способность
к
знаково-символическому
опосредствованию
деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция
мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих
количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памятокподсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их
выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию
деятельности.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к
учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся,
обнаруживающие относительно больший потенциал успешности, должны выполнять
дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные
трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с
формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими
навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и
навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные
текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие
пространственно-временные отношения, а также математическую терминологию.
Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при
необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это
обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с
ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от
педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и
возможного упрощения содержания.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна
осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности,
использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в
графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном
формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в
громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних
развернутых действий.
Место предмета в учебном плане
В 1 и 1 дополнительном классе — 132ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).
Во 2—4 классах на изучение математики отводится по 132 ч (4 ч в неделю, 33учебных
недель в каждом классе).
Возможно увеличение часов до 5 в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет
наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим
параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на
поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться,
регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих
общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств
выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в
тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса
математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Математика» проявляются:
в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;
в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в
парах);
в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских
ситуаций).
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Математика» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать
символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое
изображение задачи и т.п.);
сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным
основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
1)
2)
3)
4)
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с
условием и вопросом);
различать способы и результат действия (складывать или вычитать);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя
и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы
жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже
перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради,
удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и
профессии.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении
научиться правильно считать, решать задачи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их
количественных и пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать
текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды.
Представление многозначных чиселв виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение
однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов
арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь
между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и
группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности
на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных
чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка
достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие
отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между
величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др.
Скорость, время, путь; объѐм работы, время, производительность труда; количество товара,
его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи
(схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева— справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование
чертѐжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в
окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида,
цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы
длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм 2 , м 2 ). Точное и
приближѐнное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади
прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением
величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»;
«не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность
утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел,
геометрических фигур и др. по правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой
диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Наименование
раздела
1. Подготовка к
изучению
чисел.
Пространственные
и
временные
представления
2.Числа от 1 до 10.
Нумерация
3. Числа от 1 до 10.
Сложение
и
вычитание
4. Итоговое
повторение
Тематическое планирование
1 класс
Количество Примерное содержание занятий
часов
24
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше –
ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный,
треугольный и др.). Пространственные представления,
взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше,
ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, верху
вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала,
потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп
предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше)
на.
54
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до
10. Счет реальных предметов и их изображений, движений,
звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к
предыдущему
числу,
вычитанием
1
из
числа,
непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его
получение и обозначение. Число 10. Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки >(больше), < (меньше),=
(равно). Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Монеты
в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая.
Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны
многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Сравнение длин
отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с
делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка
заданной длины. Понятия «увеличить на…», « уменьшить на
…». Решение задач в одно действие на сложение и
вычитание (на основе счета предметов). Проекты:
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и
поговорках».
44
Конкретный смысл и названия действий сложения и
вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия
компонентов и результатов сложения и вычитания (их
использование при чтении и записи числовых выражений).
Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия
без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы
вычислений: а) при сложении – прибавление числа по
частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание
числа по частям и вычитание на основе знания
соответствующего случая сложения. Таблица сложения в
пределах 10 (прибавить 1,2,3). Соответствующие случаи
вычитания (вычесть 1,2,3). Сложение и вычитание с числом
0. Связь между суммой и слагаемыми. Нахождение числа,
которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос) анализ задачи.
Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие
смысл арифметических действий сложение и вычитание.
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько
единиц.
10
Числа от 1 до 10. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное
сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Измерение
и построение отрезков. Решение задач изученных видов.
Итого
132
Тематическое планирование
Наименование
раздела
1. Числа от 1 до 10.
Сложение
и
вычитание
2.Числа от 1 до 20.
Нумерация
3. Числа от 1 до 20.
Табличное сложение
и вычитание
4.Итоговое
повторение
Итого
1 класс (дополнительный)
Количество Примерное содержание занятий
часов
54
Названия компонентов и результатов сложения и
вычитания (их использование при чтении и записи
числовых выражений). Нахождение значений числовых
выражений в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное
свойство сложения. Приемы вычислений: а) при
сложении – прибавление числа по частям, перестановка
чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и
вычитание на основе знания соответствующего случая
сложения. Таблица сложения в пределах 10.
Соответствующие случаи вычитания. Нахождение числа,
которое на несколько единиц больше или меньше
данного. Подготовка к решению задач в два действия –
решение цепочки задач. Единица массы: килограмм.
Единица вместимости: литр.
24
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись
чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и
вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Единицы длины:
сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Построение отрезков заданной длины. Текстовые задачи в
два действия.
44
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых
больше чем 10, с использованием изученных приемов
вычислений. Таблица сложения и соответствующие
случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на
сложение и вычитание. Проекты: «Математика вокруг
нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Проверочная работа за курс 1 класса.
10
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел.
Табличное сложение и вычитание. Геометрические
фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач
изученных видов.
132
Тематическое планирование
2 класс
Наименование
Количество Примерное содержание занятий
раздела
часов
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками.
1. Числа от 1 до 100. 16
Образование и названия чисел, их десятичный состав.
Нумерация
Запись и чтение чисел. Порядок следования чисел при
счете. Поместное значение цифр. Числа однозначные и
двузначные. Число 100. Сравнение чисел. Замена
двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание вида 30+5, 35 – 5, 35 – 30.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними. Рубль, копейка. Соотношение
между ними.
2.Числа от 1 до 100. 70
Сложение
и
вычитание
3.Числа от 1 до 100. 39
Умножение и деление
4.
Итоговое 7
повторение
Итого
132
Устные и письменные приемы сложения и вычитания
чисел в пределах 100. Числовое выражение и его
значение.
Порядок
действий
в
выражениях,
содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование
переместительного и сочетательного свойств сложения
для рационализации вычислений. Взаимосвязь между
компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной
переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение
уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12,
25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Время.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между
ними. Определение времени по часам с точностью до
минуты. Длина ломаной. Периметр многоугольника.
Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных
сторон прямоугольника. Построение прямого угла,
прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Задачи, обратные данной. Решение задач на нахождение
неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и
неизвестного вычитаемого. Запись решения задачи в
виде выражения.
Проект: «Оригами». Изготовление различных изделий
из заготовок, имеющих форму квадрата.
Конкретный смысл и названия действий умножения и
деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две
точки). Названия компонентов и результата умножения
(деления), их использование при чтении и записи
выражений. Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом
действия умножения; их использование при рассмотрении
деления с числом 10 и при составлении таблиц
умножения и деления с числами 2, 3. Порядок
выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3
действия (со скобками и без них). Периметр
прямоугольника (квадрата). Задачи, раскрывающие смысл
действия умножения и действия деление. Задачи с
величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на
нахождение третьего слагаемого.
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение,
вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и
письменные приемы. Решение задач изученных видов.
3 класс
Тематическое планирование
Наименование
Количество
раздела
часов
1. Числа от 1 до 100. 8
Сложение
и
вычитание
2.Табличное
умножение и деление
56
Примерное содержание занятий
Устные и письменные приѐмы сложения и вычитания.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе
взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с
неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым
на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Связь умножения и деления; таблицы умножения и
деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа;
зависимости между величинами: цена, количество,
стоимость. Порядок выполнения действий в
выражениях со скобками и без скобок. Зависимости
между пропорциональными величинами: масса
одного предмета, количество предметов, масса всех
предметов; расход ткани на один предмет, количество
предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые
задачи на увеличение (уменьшение) числа в
несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на
нахождение четвертого пропорционального. Таблицы
умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения
фигур по площади. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0.
Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в
три действия. Круг. Окружность (центр, радиус,
диаметр).
Вычерчивание
окружностей
с
использованием циркуля. Доли (половина, треть,
четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение
долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по
его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Связь умножения и деления; таблицы умножения и
деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа;
зависимости между величинами: цена, количество,
стоимость. Порядок выполнения действий в
выражениях со скобками и без скобок. Зависимости
между пропорциональными величинами: масса
одного предмета, количество предметов, масса всех
предметов; расход ткани на один предмет, количество
предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые
задачи на увеличение (уменьшение) числа в
несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на
нахождение четвертого пропорционального. Таблицы
умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения
фигур по площади. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0.
Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в
три действия. Круг. Окружность (центр, радиус,
диаметр).
Вычерчивание
окружностей
с
использованием циркуля. Доли (половина, треть,
четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение
долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по
его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
3.Внетабличное
умножение и деление
Приемы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23.
Умножение суммы на число. Приемы деления для
случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число.
Связь между числами при делении. Проверка деления.
Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a•b,
c :d (d≠0), вычисление их значений при заданных
значениях букв. Решение уравнений на основе связи
между компонентами и результатами умножения и
деления. Деление с остатком. Решение задач на
нахождение четвертого пропорционального.
Проект: «Задачи – расчѐты».
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных
единиц. Натуральная последовательность трехзначных
чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трехзначных чисел. Определение общего
числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы:
килограмм, грамм.
27
4. Числа от 1 до 1000. 13
Нумерация
5. Числа от 1 до 1000. 10
Сложение
и
вычитание
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в
пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
6. Числа от 1 до 1000. 12
Умножение и деление
Приемы устного умножения и деления. Виды
треугольников:
прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный. Прием письменного умножения и
деления на однозначное число. Знакомство с
калькулятором.
7.
Итоговое 6
повторение
Повторение изученных тем за год.
Итого
132
4 класс
Тематическое планирование
Наименование
Количество
раздела
часов
1. Числа от 1 до 13
1000.
Повторение
2.Числа, которые не 11
Примерное содержание занятий
Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок
их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия.
Письменные приемы вычислений. Знакомство со
столбчатыми диаграммами. Чтение и составление
столбчатых диаграмм.
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы:
больше
Нумерация
1000.
3.Величины
4.Числа,
которые
больше
1000.
Сложение
и
вычитание
5. Числа, которые
больше
1000.
Умножение
и
деление
6.Итоговое
повторение
Итого
18
11
71
8
132
класс единиц, класс тысяч. Чтение, запись
многозначных чисел. Представление многозначных
чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение
многозначных чисел. Увеличение (уменьшение)
числа в 10, 100, 1000 раз. Выделение в числе общего
количества единиц любого разряда. Класс миллионов.
Класс миллиардов. Проект: «Математика вокруг
нас». Создание математического справочника «Наш
город(село)».
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр,
километр. Таблица единиц длины. Единицы площади:
квадратный
миллиметр,
квадратный
сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр. Таблица единиц площади. Определение
площади с помощью палетки. Единицы массы: грамм,
килограмм, центнер, тонна. Таблица единиц массы.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц,
год, век. Таблица единиц времени. Задачи на определение
начала, конца события, его продолжительности.
Письменные
приѐмы
сложения
и
вычитания
многозначных чисел. Сложение и вычитание значений
величин. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц, выраженных в косвенной форме.
Алгоритм письменного умножения и деления
многозначного числа на однозначное. Скорость. Время.
Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между
величинами: скорость, время, расстояние. Задачи с
величинами: скорость, время, расстояние. Умножение
числа на произведение. Устные приѐмы умножения
вида 18 •20 , 25 •12. Письменные приѐмы умножения на
числа, оканчивающиеся нулями. Деление числа на
произведение. Устные приѐмы деления для случаев
вида: 600:20, 5600:800.Деление с остатком на 10, 100,
1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся
нулями. Задачи на одновременное встречное движение,
на одновременное движение в противоположных
направлениях. Умножение числа на сумму. Письменное
умножение многозначного числа на двузначное и
трѐхзначное число. Задачи на нахождение неизвестного
по двум разностям. Письменное деление многозначного
числа на двузначное и трѐхзначное число. Проверка
умножения делением и деления умножением. Куб.
Пирамида.
Шар.
Распознавание
и
название
геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб,
пирамида: вершины, грани, рѐбра куба (пирамиды).
Развѐртка куба Развѐртка пирамиды. Изготовление
моделей куба, пирамиды. Проект: «»Математика
вокруг нас». Составление сборника математических
задач и заданий.
Повторение изученных тем за год.
Материально-техническое обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие
тематике программы по математике
6. Ресурсы МЭШ
1.
2.
3.
4.
5.