матемамика НОО 7.2

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Моро М.И., Колягина Ю.М.,
Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С.В. «Математика», М.,
«Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4
классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является
приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом
планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим,
обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности
учащихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на
доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту
практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков
отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
 формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
 формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
 уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,
пространственных отношениях;
 формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать
с результатами измерений и использовать их на практике;
 учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
 формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения
математической символики и обучения составлению различных схем;
 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным
курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения
математических свойств и отношений);
 развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с
использованием математической терминологии;
 удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения
учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу
полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной
компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для
учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения
арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике
способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать
свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет
разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием
обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения
совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности.
Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на
поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся
совершенствуется
способность
к
знаково-символическому
опосредствованию
деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция
мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих
количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памятокподсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их
выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию
деятельности.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к
учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся,
обнаруживающие относительно больший потенциал успешности, должны выполнять
дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные
трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с
формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими
навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и
навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные
текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие
пространственно-временные отношения, а также математическую терминологию.
Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при
необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это
обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с
ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от
педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и
возможного упрощения содержания.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна
осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности,
использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в
графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном
формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в
громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних
развернутых действий.
Место предмета в учебном плане
В 1 и 1 дополнительном классе — 132ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).
Во 2—4 классах на изучение математики отводится по 132 ч (4 ч в неделю, 33учебных
недель в каждом классе).
Возможно увеличение часов до 5 в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет
наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим
параметрам:
 расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на
поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться,
регулировать собственное речевое поведение;
 развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих
общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств
выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);
 улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
 совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в
тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
 улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса
математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
 развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Математика» проявляются:
 в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в
парах);
 в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
 в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
 в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
 в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских
ситуаций).
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Математика» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения (ориентировка на заданный образец);
 кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать
символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
 осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое
изображение задачи и т.п.);
 сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным
основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);
 обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

1)

2)
3)
4)

 понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с
условием и вопросом);
 различать способы и результат действия (складывать или вычитать);
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок;
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя
и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы
жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже
перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради,
удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и
профессии.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении
научиться правильно считать, решать задачи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их
количественных и пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать
текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды.
Представление многозначных чиселв виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час).

Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение
однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов
арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь
между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и
группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности
на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных
чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка
достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие
отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между
величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др.
Скорость, время, путь; объѐм работы, время, производительность труда; количество товара,
его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи
(схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева— справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование
чертѐжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в
окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида,
цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы
длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм 2 , м 2 ). Точное и
приближѐнное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади
прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением
величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»;
«не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность
утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел,
геометрических фигур и др. по правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой
диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

Наименование
раздела
1. Подготовка к
изучению
чисел.
Пространственные
и
временные
представления

2.Числа от 1 до 10.
Нумерация

3. Числа от 1 до 10.
Сложение
и
вычитание

4. Итоговое
повторение

Тематическое планирование
1 класс
Количество Примерное содержание занятий
часов
24
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше –
ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный,
треугольный и др.). Пространственные представления,
взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше,
ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, верху
вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала,
потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп
предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше)
на.
54
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до
10. Счет реальных предметов и их изображений, движений,
звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к
предыдущему
числу,
вычитанием
1
из
числа,
непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его
получение и обозначение. Число 10. Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки >(больше), < (меньше),=
(равно). Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Монеты
в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая.
Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны
многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Сравнение длин
отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с
делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка
заданной длины. Понятия «увеличить на…», « уменьшить на
…». Решение задач в одно действие на сложение и
вычитание (на основе счета предметов). Проекты:
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и
поговорках».
44
Конкретный смысл и названия действий сложения и
вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия
компонентов и результатов сложения и вычитания (их
использование при чтении и записи числовых выражений).
Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия
без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы
вычислений: а) при сложении – прибавление числа по
частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание
числа по частям и вычитание на основе знания
соответствующего случая сложения. Таблица сложения в
пределах 10 (прибавить 1,2,3). Соответствующие случаи
вычитания (вычесть 1,2,3). Сложение и вычитание с числом
0. Связь между суммой и слагаемыми. Нахождение числа,
которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос) анализ задачи.
Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие
смысл арифметических действий сложение и вычитание.
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько
единиц.
10
Числа от 1 до 10. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное
сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Измерение
и построение отрезков. Решение задач изученных видов.

Итого

132
Тематическое планирование

Наименование
раздела
1. Числа от 1 до 10.
Сложение
и
вычитание

2.Числа от 1 до 20.
Нумерация

3. Числа от 1 до 20.
Табличное сложение
и вычитание

4.Итоговое
повторение
Итого

1 класс (дополнительный)
Количество Примерное содержание занятий
часов
54
Названия компонентов и результатов сложения и
вычитания (их использование при чтении и записи
числовых выражений). Нахождение значений числовых
выражений в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное
свойство сложения. Приемы вычислений: а) при
сложении – прибавление числа по частям, перестановка
чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и
вычитание на основе знания соответствующего случая
сложения. Таблица сложения в пределах 10.
Соответствующие случаи вычитания. Нахождение числа,
которое на несколько единиц больше или меньше
данного. Подготовка к решению задач в два действия –
решение цепочки задач. Единица массы: килограмм.
Единица вместимости: литр.
24
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись
чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и
вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Единицы длины:
сантиметр, дециметр. Соотношение между ними.
Построение отрезков заданной длины. Текстовые задачи в
два действия.
44
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых
больше чем 10, с использованием изученных приемов
вычислений. Таблица сложения и соответствующие
случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на
сложение и вычитание. Проекты: «Математика вокруг
нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Проверочная работа за курс 1 класса.
10
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел.
Табличное сложение и вычитание. Геометрические
фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач
изученных видов.
132

Тематическое планирование
2 класс
Наименование
Количество Примерное содержание занятий
раздела
часов
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками.
1. Числа от 1 до 100. 16
Образование и названия чисел, их десятичный состав.
Нумерация
Запись и чтение чисел. Порядок следования чисел при
счете. Поместное значение цифр. Числа однозначные и
двузначные. Число 100. Сравнение чисел. Замена
двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание вида 30+5, 35 – 5, 35 – 30.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.

Соотношения между ними. Рубль, копейка. Соотношение
между ними.
2.Числа от 1 до 100. 70
Сложение
и
вычитание

3.Числа от 1 до 100. 39
Умножение и деление

4.
Итоговое 7
повторение
Итого

132

Устные и письменные приемы сложения и вычитания
чисел в пределах 100. Числовое выражение и его
значение.
Порядок
действий
в
выражениях,
содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование
переместительного и сочетательного свойств сложения
для рационализации вычислений. Взаимосвязь между
компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной
переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение
уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12,
25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Время.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между
ними. Определение времени по часам с точностью до
минуты. Длина ломаной. Периметр многоугольника.
Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных
сторон прямоугольника. Построение прямого угла,
прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Задачи, обратные данной. Решение задач на нахождение
неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и
неизвестного вычитаемого. Запись решения задачи в
виде выражения.
Проект: «Оригами». Изготовление различных изделий
из заготовок, имеющих форму квадрата.
Конкретный смысл и названия действий умножения и
деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две
точки). Названия компонентов и результата умножения
(деления), их использование при чтении и записи
выражений. Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом
действия умножения; их использование при рассмотрении
деления с числом 10 и при составлении таблиц
умножения и деления с числами 2, 3. Порядок
выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3
действия (со скобками и без них). Периметр
прямоугольника (квадрата). Задачи, раскрывающие смысл
действия умножения и действия деление. Задачи с
величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на
нахождение третьего слагаемого.
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение,
вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и
письменные приемы. Решение задач изученных видов.

3 класс
Тематическое планирование
Наименование
Количество
раздела
часов
1. Числа от 1 до 100. 8
Сложение
и
вычитание

2.Табличное
умножение и деление

56

Примерное содержание занятий
Устные и письменные приѐмы сложения и вычитания.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе
взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с
неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым
на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Связь умножения и деления; таблицы умножения и
деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа;
зависимости между величинами: цена, количество,
стоимость. Порядок выполнения действий в
выражениях со скобками и без скобок. Зависимости
между пропорциональными величинами: масса
одного предмета, количество предметов, масса всех
предметов; расход ткани на один предмет, количество
предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые
задачи на увеличение (уменьшение) числа в
несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на
нахождение четвертого пропорционального. Таблицы
умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения
фигур по площади. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0.
Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в
три действия. Круг. Окружность (центр, радиус,
диаметр).
Вычерчивание
окружностей
с
использованием циркуля. Доли (половина, треть,
четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение
долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по
его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Связь умножения и деления; таблицы умножения и
деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа;
зависимости между величинами: цена, количество,
стоимость. Порядок выполнения действий в
выражениях со скобками и без скобок. Зависимости
между пропорциональными величинами: масса
одного предмета, количество предметов, масса всех
предметов; расход ткани на один предмет, количество
предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые
задачи на увеличение (уменьшение) числа в
несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на
нахождение четвертого пропорционального. Таблицы
умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения
фигур по площади. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0.
Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в
три действия. Круг. Окружность (центр, радиус,

диаметр).
Вычерчивание
окружностей
с
использованием циркуля. Доли (половина, треть,
четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение
долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по
его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
3.Внетабличное
умножение и деление

Приемы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23.
Умножение суммы на число. Приемы деления для
случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число.
Связь между числами при делении. Проверка деления.
Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a•b,
c :d (d≠0), вычисление их значений при заданных
значениях букв. Решение уравнений на основе связи
между компонентами и результатами умножения и
деления. Деление с остатком. Решение задач на
нахождение четвертого пропорционального.
Проект: «Задачи – расчѐты».
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных
единиц. Натуральная последовательность трехзначных
чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трехзначных чисел. Определение общего
числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы:
килограмм, грамм.

27

4. Числа от 1 до 1000. 13
Нумерация

5. Числа от 1 до 1000. 10
Сложение
и
вычитание

Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в
пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний,
равнобедренный, равносторонний.

6. Числа от 1 до 1000. 12
Умножение и деление

Приемы устного умножения и деления. Виды
треугольников:
прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный. Прием письменного умножения и
деления на однозначное число. Знакомство с
калькулятором.

7.
Итоговое 6
повторение

Повторение изученных тем за год.

Итого

132
4 класс
Тематическое планирование

Наименование
Количество
раздела
часов
1. Числа от 1 до 13
1000.
Повторение

2.Числа, которые не 11

Примерное содержание занятий
Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок
их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия.
Письменные приемы вычислений. Знакомство со
столбчатыми диаграммами. Чтение и составление
столбчатых диаграмм.
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы:

больше
Нумерация

1000.

3.Величины

4.Числа,
которые
больше
1000.
Сложение
и
вычитание
5. Числа, которые
больше
1000.
Умножение
и
деление

6.Итоговое
повторение
Итого

18

11

71

8
132

класс единиц, класс тысяч. Чтение, запись
многозначных чисел. Представление многозначных
чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение
многозначных чисел. Увеличение (уменьшение)
числа в 10, 100, 1000 раз. Выделение в числе общего
количества единиц любого разряда. Класс миллионов.
Класс миллиардов. Проект: «Математика вокруг
нас». Создание математического справочника «Наш
город(село)».
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр,
километр. Таблица единиц длины. Единицы площади:
квадратный
миллиметр,
квадратный
сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр. Таблица единиц площади. Определение
площади с помощью палетки. Единицы массы: грамм,
килограмм, центнер, тонна. Таблица единиц массы.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц,
год, век. Таблица единиц времени. Задачи на определение
начала, конца события, его продолжительности.
Письменные
приѐмы
сложения
и
вычитания
многозначных чисел. Сложение и вычитание значений
величин. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц, выраженных в косвенной форме.
Алгоритм письменного умножения и деления
многозначного числа на однозначное. Скорость. Время.
Расстояние. Единицы скорости. Взаимосвязь между
величинами: скорость, время, расстояние. Задачи с
величинами: скорость, время, расстояние. Умножение
числа на произведение. Устные приѐмы умножения
вида 18 •20 , 25 •12. Письменные приѐмы умножения на
числа, оканчивающиеся нулями. Деление числа на
произведение. Устные приѐмы деления для случаев
вида: 600:20, 5600:800.Деление с остатком на 10, 100,
1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся
нулями. Задачи на одновременное встречное движение,
на одновременное движение в противоположных
направлениях. Умножение числа на сумму. Письменное
умножение многозначного числа на двузначное и
трѐхзначное число. Задачи на нахождение неизвестного
по двум разностям. Письменное деление многозначного
числа на двузначное и трѐхзначное число. Проверка
умножения делением и деления умножением. Куб.
Пирамида.
Шар.
Распознавание
и
название
геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб,
пирамида: вершины, грани, рѐбра куба (пирамиды).
Развѐртка куба Развѐртка пирамиды. Изготовление
моделей куба, пирамиды. Проект: «»Математика
вокруг нас». Составление сборника математических
задач и заданий.
Повторение изученных тем за год.

Материально-техническое обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие
тематике программы по математике
6. Ресурсы МЭШ
1.
2.
3.
4.
5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».