Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N
712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828) (далее - Приказ N 712) внесены
изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся.
Распоряжение от 12 января 2021 года N Р-6 Об утверждении методических
рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров
образования естественно-научной и технологической направленностей.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования"
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (в ред. от 04.02.2020).
Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (в ред. от 23.12.2020) "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20) (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Положениеосистемеоценкидостиженияпланируемыхрезультатовосвоенияобучающ
имисяООПНОО,ООО,СООМОБУ СОШ №2
УМК Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для 10-11 классы. Базовый
уровень. (Сборник «Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 классы».
Составитель: К. Л. Бутягина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.)
Тип программы – программа базового уровня полной общеобразовательной средней
школы.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
2
Изучение информатики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных
процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение
умениями
применять,
анализировать,
преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при
изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и средств
ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых
норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной деятельности.
Основные задачи курса:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием,
получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных
технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс
среднего образования.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем,
преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения
мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым
значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими
дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию
использования основных автоматизированных информационных систем в решении
конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных
процессов.
Определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного
учреждения.
Рабочая программа реализует Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с
изменениями).
В ходе реализации данной программы предусмотрены 15 практические работы.
Программой предполагается проведение практикумов – интегрированных практических
работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума
предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из
других предметных областей (математика, русский язык, литература, история). Как
3
правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы
будут оцениваться выборочно по усмотрению учителя.
Общая характеристика учебного предмета.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей
современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в
развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается
сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным о
самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Общая логика развития курса информатики от информационных процессов к
информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения
задачи.
Приоритетной задачей курса информатики в школе является освоение
информационной технологии решения задачи. При этом следует отметить, что в основном
решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются
информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные
системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии,
рассматриваемые с позиций системного подхода. Основным моментом изучения
информатики на базовом уровне является представление данных в виде информационных
систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей
школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной
школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках
базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных
технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом
выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения,
поскольку современная информационная деятельность носит
системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с
информационными моделями и технологиями, позволяющие
использовать их при изучении других предметов.
Требования к уровню достижений обучающихся
Личностные результаты:
‒ Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
‒ Ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы.
‒ Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
‒ Готовность к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и
интересы обучающихся, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
4
‒ Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь.
‒ Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный
выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов.
Метапредметные результаты:
‒ Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая
внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
‒ Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
‒ Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников.
‒ Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Раздел I. Информация и информационные процессы
Обучающийся на базовом уровне научится:
(не предусмотрено примерной программой)
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и
технических системах;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано.
- использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче
данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение
Обучающийся на базовом уровне научится:
‒ аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного
обеспечения;
‒ применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
‒ использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
‒ соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
5
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
‒
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых
задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств;
использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
понимать принцип управления робототехническим устройством;
осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на
предмет их заражения компьютерным вирусом;
использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий;
познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и
параллельной обработкой данных;
узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие
существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
Раздел III. Представление информации в компьютере
Обучающийся на базовом уровне научится:
‒ переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
‒ определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
‒ складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
‒ использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике.
Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики
Обучающийся на базовом уровне научится:
‒ строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
‒ выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы
алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Раздел V. Современные технологии создания и обработки информационных
объектов
Обучающийся на базовом уровне научится:
‒ создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
(не предусмотрено примерной программой)
Раздел VI. Обработка информации в электронных таблицах
Обучающийся на базовом уровне научится:
‒ использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
‒ представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить
полученные данные для публикации.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
6
‒
‒
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью
компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов
экспериментов;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; анализировать готовые
модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
Раздел VII. Алгоритмы и элементы программирования
Обучающийся на базовом уровне научится:
‒ определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
‒ узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных;читать и понимать
несложные программы,
‒ выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
‒ создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей;
‒ понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти).
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
‒ получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной
задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой
памяти;
‒ применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде, включая
тестирование и отладку программ;
‒ использовать основные управляющие конструкции программирования и библиотеки
прикладных программ; выполнять созданные программы.
Раздел VIII. Информационное моделирование
Обучающийся на базовом уровне научится:
‒ находить оптимальный путь во взвешенном графе;
‒ использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов;
‒ использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы
в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
‒ использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;
‒ применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в
ходе учебной деятельности и вне её;
‒ создавать учебные многотабличные базы данных.
Раздел IХ. Сетевые информационные технологии
Обучающийся на базовом уровне научится:
‒ использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в
Интернете; вести поиск в информационных системах;
‒ использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
7
‒
использовать в повседневной практической деятельности информационные ресурсы
интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия,
соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
‒ использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы
информационной этики и права;
‒ анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
‒ понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
‒ создавать веб-страницы; организовывать личное информационное пространство;
‒ критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Раздел Х. Основы социальной информатики
Обучающийся на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной программой)
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
‒ использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и
средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (в том числе в 10 классе
– 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в 11 классе – 34 учебных часов из расчета 1 часа в
неделю)
Содержание разделов и тем учебного курса
10 класс
1 ч в неделю, всего 35 ч
Раздел I. Информация и информационные процессы – 6 ч
Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства
информации. Информационная культура и информационная грамотность. Приемы работы
с текстовой информацией. Содержательный подход к измерению информации.
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения
информации. Информационные связи в системах различной природы.
Обработка информации. Кодирование информации. Поиск информации. Передача
информации. Хранение информации.
Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч
Этапы информационных преобразований в обществе. История развития устройств для
вычислений. Эволюция поколений ЭВМ. Принципы Неймана-Лебедева. Архитектура
компьютера. Перспективные направления развития компьютера.
Структура программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Системы
программирования. Прикладное программное обеспечение. Файлы и каталоги. Функции
файловой системы. Файловые структуры.
Раздел III. Представление информации в компьютере – 8 ч
Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной
позиционной системы счисления в другую. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных
системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой информации.
Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации.
Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики – 8 ч
Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики. Таблицы истинности.
Основные законы алгебры логики. Преобразование логических выражений. Элементы
схемотехники. Логические схемы. Логические задачи и способы их решения
Раздел V. Современные технологии создания и обработки информации – 5 ч
8
Текстовые документы. Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации.
Выполнение мини-проекта по теме.
Раздел VI. Повторение – 3 ч
Основные идеи и понятия курса. Итоговое тестирование.
11 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Раздел I. Обработка информации в электронных таблицах – 5 ч
Табличный процессор. Основные сведения. Редактирование и форматирование в
табличном процессоре. Встроенные функции и их использование. Логические функции.
Инструменты анализа данных
Раздел II. Алгоритмы и элементы программирования – 9 ч
Основные сведения об алгоритмах. Алгоритмические структуры. Запись алгоритмов
на языке программирования Паскаль. Анализ программ с помощью трассировочных
таблиц. Функциональный подход к анализу программ. Структурированные типы данных.
Массивы. Структурное программирование. Рекурсивные алгоритмы.
Раздел III. Информационное моделирование – 10 ч
Модели и моделирование. Моделирование на графах. Знакомство с теорией игр. База
данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Системы управления
базами данных. Проектирование и разработка базы данных.
Раздел IV. Сетевые информационные технологии – 5 ч
Основы построения компьютерных сетей. Как устроен Интернет. Службы Интернета.
Интернет как глобальная информационная система.
Раздел V. Основы социальной информатики – 3 ч
Информационное общество. Информационное право. Информационная безопасность.
Раздел VI. Повторение – 2 ч
Основные идеи и понятия курса. Итоговая контрольная работа
Тематическое планирование
10 класс
Количество
практически
часов
х работ
Раздел I. Информация и информационные процессы - 6 ч
1.
Информация.
Информационная
1
0
грамотность и информационная культура
2. Подходы к измерению информации
1
1
3. Информационные связи в системах
1
0
различной природы
4. Информационные процессы (обработка,
3
1
передача, хранение информации)
Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч
5. История развития вычислительной
1
0
техники
6.
Основополагающие
принципы
1
0
устройства ЭВМ
7. Программное обеспечение компьютера 1
1
8. Файловая система компьютера
2
1
Раздел III. Представление информации в компьютере – 8 ч
12. Системы счисления
4
1
13. Кодирование информации
4
1
Раздел (тема)
контрольных
тестов
работ
0
1
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
9
Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 ч
14. Алгебра логики и таблицы истинности 3
1
0
15.
Преобразование
логических
2
1
0
выражений
16. Элементы схемотехники. Логические
1
1
0
схемы
17. Логические задачи и способы их
2
1
1
решения
Раздел V. Современные технологии создания и обработки информации– 5 ч
18. Текстовые документы
1
1
0
19. Объекты компьютерной графики
1
1
0
20. Компьютерные презентации
1
1
0
21. Выполнение мини-проекта
2
1
1
Раздел VI. Повторение – 3 ч
22. Повторение. Итоговое тестирование
3
0
0
Итого:
35
14
4
1
1
1
0
0
0
0
0
1
9
11 класс
Количество
практически
часов
х работ
Раздел I. Обработка информации в электронных таблицах - 5 ч
1. Табличный процессор. Редактирование
и
форматирование
в
табличном 1
0
процессоре
2.
Встроенные
функции
и
их
2
1
использование
3. Инструменты анализа данных
2
1
Раздел II. Алгоритмы и элементы программирования – 9 ч
4. Основные алгоритмические структуры 1
0
5. Запись алгоритмов на языке
1
0
программирования Паскаль
6. Анализ программ с помощью
2
1
трассировочных таблиц
7. Структурированные типы данных.
2
1
Массивы
8. Структурное программирование
1
1
9.Рекурсивные алгоритмы
2
1
Раздел III. Информационное моделирование – 10 ч
10. Модели и моделирование
1
0
11. Моделирование на графах
2
1
12. Знакомство с теорией игр
2
1
13. Реляционные базы данных и СУБД
3
1
14. Проектирование и разработка базы
2
1
данных
Раздел IV. Сетевые информационные технологии — 5 ч
15. Основы построения компьютерных
1
1
сетей
16. Службы Интернета
2
1
17.
Интернет
как
глобальная
2
1
информационная система
Раздел (тема)
контрольных
тестов
работ
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
1
0
0
1
0
10
Раздел V. Основы социальной информатики – 3 ч
18. Информационное общество
1
0
19. Информационное право
1
0
20. Информационная безопасность
1
1
Раздел VI. Повторение – 2 ч
21. Повторение. Итоговое тестирование
2
0
Итого:
34
14
0
0
0
0
1
1
0
4
1
8
Учет достижений обучающихся, формы и средства контроля
Формы контроля и возможные варианты его проведения.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он
позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно
продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении
каждого года обучения.
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного
практикума).
форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного
тестирования.
форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного
тестирования, творческой работы.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им
объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
аф в 1 балл;
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет
сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к
собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных
баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых
соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно
следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу»
оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать
ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика.
Материально-техническое обеспечивание
образовательного процесса
Учебники:
1. Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019. — 288 с. : ил.
11
2. - Информатика. 11 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.
— М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 256 с. : ил.
3. - Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень : методическое пособие / Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 56 с. : ил.
4. - Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень: примерная рабочая программа /
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 27 с.
Перечень электронных образовательных ресурсов
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
2. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
3. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
4. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
5. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных
образовательных ресурсов (ОМC)
6. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
7. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
12