Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии (базовый уровень)
для 10 – 11 класса составлена на основе следующих нормативных и учебнометодических документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N
712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828) (далее - Приказ N 712) внесены
изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся.
Распоряжение от 12 января 2021 года N Р-6 Об утверждении методических
рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров
образования естественно-научной и технологической направленностей.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования"
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (в ред. от 04.02.2020).
Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (в ред. от 23.12.2020) "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20) (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Положениеосистемеоценкидостиженияпланируемыхрезультатовосвоенияобучающ
имисяООПНОО,ООО,СООМОБУ СОШ №2
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Пономарева
И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11
классы: программы/[И.Н. Пономарѐва, В.С. Кучменко, О.А. корнилова и др.]- М.:
Вентана-Граф,
1. Цели и задачи учебного курса
Рабочая программа учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего
образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным
стандартом и Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования.
Программа разработана с учетом актуальных задач обучения, воспитания и
развития обучающихся.
Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и
познавательных качеств обучающихся.
Программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного
принципа построения учебного материала, определяет количество часов (34 часа в 10
классе и 34 часа в 11 классе) на изучение учебного предмета и не ограничивает
возможность его изучения в том или ином классе.
Рабочая программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через
практическую деятельность. В программе содержится перечень лабораторных и
практических работ.
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет
занимает важное место в формировании:
научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для
повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей
среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и
человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой
из разных источников.
Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебноисследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических
и практических задач.
Изучение биологии ориентировано на обеспечение общеобразовательной и
общекультурной подготовки выпускников.
Изучение биологии обеспечивает: применение полученных знаний для решения
практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации,
умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами
исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного
оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые
объекты и процессы, происходящие в живой природе.
Изучение предмета позволяет формировать у обучающихся умение
анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности
последствия деятельности человека в экосистемах.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа и содержание курса биологии 10—11 классов разработаны в
полном соответствии со Стандартом среднего общего образования базового уровня.
Программа составлена с учетом введения в курс технических средств обучения по
программе Точка роста.
Рабочая программа построена на важной содержательной основе: гуманизме,
биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее
закономерностей; многомерности уровней организации жизни; историзме явлений в
природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и
как явления культуры; значении биологии для жизни людей и для сохранения природы.
Рабочая программа предусматривает отражение современных задач, стоящих
перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей
среды, живой природы и здоровья человека.
Особое внимание уделено развитию экологической культуры молодежи,
формированию компетентностных качеств личности учащихся, развитию познавательной
деятельности (соответственно, познавательных универсальных действий), укреплению и
расширению представлений о научной картине мира с учетом биологических, этических,
гуманистических, коммуникативных, эстетических и культурологических аспектов.
Настоящая программа максимально направлена на развитие экологического
миропонимания и воспитание у школьников экологической культуры. Особенностями
данной программы являются:
• формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента
общечеловеческой культуры;
• усиление внимания к изучению биологического разнообразия, как
исключительной ценности, к изучению живой природы родного края и бережному
отношению к ней;
• обновление содержания основных биологических понятий с позиций
современных достижений науки и практики;
• обогащение учебного материала идеями историзма, гуманизма и патриотизма;
• изучение содержания курса в соответствии с деятельностным подходом и
ориентацией на познание реальной действительности;
• подготовка выпускников базовой школы к пониманию ценностной роли
биологии в практической деятельности общества в области сельского хозяйства;
• рационального
природопользования,
здравоохранения,
биотехнологии,
фармацевтики;
• раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на
основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений,
приобретенных при изучении предшествующих курсов биологии;
• формирование грамотного подхода к выбору своего дальнейшего жизненного
пути в результате избрания определенного направления профильного обучения.
Методологической основой представленного комплекта УМК является системнодеятельностный подход, который предполагает:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
• проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,
возрастных и психологических, а так же физиологических особенностей и здоровья
обучающихся.
Рабочая программа формируется на основе системно-деятельностного подхода. В
связи с этим, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся
определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а
процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной
образовательной
программе,
рассматривается
как
совокупность
следующих
взаимосвязанных компонентов:
• цели образования, содержания образования на уровне среднего общего
образования, форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии
преподавания, освоения, обучения);
• субъектов системы образования (педагоги, обучающиеся, их родители (законные
представители));
• материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом
принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего,
профессионального образования, который может быть реализован как через содержание,
так и через формы, технологии, методы и приемы работы. Осуществление принципа
индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия
для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная образовательная программа (Рабочая программа?) формируется с
учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15—18 лет, связанных:
• с формированием у обучающихся системы значимых социальных и
межличностных отношений,
• ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы
обобщенных представлений о мире в целом,
об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности
руководствоваться им в деятельности,
• с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и
связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и
операционно-технического компонентов к учебно-профессиональной деятельности,
реализующей профес-сиональные и личностные устремления обучающихся.
Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают
мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с
дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный
смысл и становятся действенными;
• с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях; с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам
познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем,
способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
• с формированием у обучающихся научного типа мышления, владения научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
•с
самостоятельным
приобретением
идентичности;
повышением
требовательности к самому себе; углублением самооценки; большим реализмом в
формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к
фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности,
или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления
личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского
возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на
будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность
личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями,
интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста
к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается
становление основных биологических и психологических функций, необходимых
взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное
самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых,
сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Рабочая программа курса биологии для старшей школы (10—11 классы) служит
непосредственным продолжением программы курса биологии 5—9 классов, составленной
авторским коллективом под руководством профессора И. Н. Пономаревой.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для
уровня среднего общего образования 10-11 классов. Общее число учебных часов
за 2 года обучения составляет 68, из них 34 (1 ч в неделю) в 10 классе, 34 (1 ч в неделю) в
11 классе. Согласно авторской программе (35 часов) рабочая программа сокращена на 1
час (34часа) за счет сокращения резервного часа (вместо 2часов будет дан 1час).
Формы организации образовательного процесса
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому
использованию полученных знаний используются следующие формы организации
учебного процесса:
-урок, собеседование, консультация, практическая работа, лабораторная работа;
- групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые
творческие задания;
- индивидуальные: работа с литературой или электронными источниками
информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с
обучающими программами за компьютером.
Практические и лабораторных работы, проводятся после подробного
инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники
безопасности.
В
качестве
дополнительных
форм
организации
образовательного
процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий,
самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных
технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
*создание оптимальных условий обучения;
*исключение психотравмирующих факторов;
*сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
*развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
*развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Методы обучения:
* словесные - рассказ, беседа, лекция;
*наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
*практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со
справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные
упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной
деятельности;
планировать свою образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану;
соотносить результат деятельности с целью;
различать способ и результат деятельности;
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
Познавательные:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельностью,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные
задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
понимать систему взглядов и интересов человека;
владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством
самообразования.
Коммуникативные:
толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов,
находить компромиссы;
понимать не похожую на свою точку зрения(собеседника, автора текста);
понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и
неявном виде;
объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря,
исходя из речевого опыта или контекста;
самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;
при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции
(точки зрения);
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию.
Система оценки достижений учащихся
Оценка практических умений учащихся.
Оценка умений ставить опыты.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов,
а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из
опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;
- при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично
описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по
закладке опыта проведены с помощью учителя; -допущены неточности и ошибки в
закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное
оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. Оценка
умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
- правильность проведения;
- умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую
грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
- правильно по заданию проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в
оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «4»:
- правильно по заданию проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию
учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;
- допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
- допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Контроль знаний в форме устных ответов учащихся
Отметка «5»:
- ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос,
самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа
использовалась научная терминология.
Отметка «4»:
- ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и
полно обосновать и проиллюстрировать его.
Отметка «3»:
- ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный
вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно
сформулировать, обосновать свой ответ.
Отметка «2»:
- ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не
демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.
Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами,
таблицами
Отметка «5»
- ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно
установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при
описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4»
- ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не
влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи;
- есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по
существенным признакам.
Отметка «3»
- ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его
признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.
Отметка «2»
- ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие
умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.
Оценка практических и лабораторных работ
Оценка «5»:
лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4»:
- выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к
ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не
повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3»
- результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет
получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки.
Оценка «2»
- результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный
вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники
безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению
работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению
учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Планируемые результаты освоения курса
Выпускник на базовом уровне научится:
• раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
• понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
• понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема,
биосфера;
• использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
• формулировать гипотезы на основании предложенной биологической
информации и предлагать варианты проверки гипотез;
• сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
• обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
• приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
• распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию,
на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
• распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
• описывать
фенотип
многоклеточных
растений
и
животных
по
морфологическому критерию;
• объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
• классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
• объяснять причины наследственных заболеваний;
• выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов
изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
• выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
• приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
• оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
• оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и собственной жизни;
• объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
• объяснять последствия влияния мутагенов;
• объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
• характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
• сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
• решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
• решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании
(для многоклеточных организмов);
• решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
• устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
• оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание тем учебного курса
10класс
1.Введение в курс общебиологических явлений;6 часов
Содержание курса общей биологии. Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи. Основные свойства жизни.
Структурные уровни организации живой природы. Биологические методы изучения
природы. Значение практической биологии. Отросли биологии, ее связи с другими
науками. Живой мир и культура
2.Биосферный уровень организации жизни; 9 часов
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Происхождение вещества. Функции живого
вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни на Земле А.И.Опарина и
Дж.Холдейна. Биологическая эволюция в развитии биосферы. Круговороты веществ и
потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная
биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в
биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и
природы в развитии биосферы.Особенности биосферного уровня организации живой
материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические,
биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
3.Биогеоценотический уровень организации жизни;8 часов
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз,
биоценоз и экосистема. Строение и свойства биогеоценоза.
Пространственная и видовая структура биогеоценозе. Причины устойчивости
биоценозов. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Совместная жизнь в
биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения
энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистемы. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение
и смена биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия(биоценозов)
экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:1.Приспособленность организмов к совместной жизни в
биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей
организмов разных ярусов).
Лабораторная работа:2.Свойства экосистем.
4.Популяционно-видовой уровень организации жизни;11 часов
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
Популяция как основная единица эволюции. Видообразование как процесс увеличения
видов на Земле. История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции.
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции
человека. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и факторы эволюции.
Приспособленность организмов к среде обитания. Современное учение об эволюции –
синтетическая теория эволюции (СТЭ). Результаты эволюции.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции:
ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Особенности популяционно-видового уровня
жизни. Всемирная стратегия сохранения природных видов
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема
сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы.
Лабораторная работа:3.Характеристики видов (Морфологические критерии,
используемые при определение вида)
Содержание тем учебного курса
11класс
1.Организменный уровень живой материи;17 часов.
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности
организмов. Различия организмов в зависимости от способов питания. Индивидуальное
развитие организмов. Размножение организмов. Эмбриональный и постэмбриональный
периоды развития организма.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные
понятия генетики. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о
гене, генотипе и геноме.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и
ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом.
Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Генетические
закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы.
Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их
профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в разнообразие селекции.
Ученые Н.И.Вавилов о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее
достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.
Факторы, определяющие здоровье человека в обществе.
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания.
Способы борьбы со СПИДом.
2.Клеточный уровень организации жизни;9 часов
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о
клетке. Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Строение клеток.
Многообразие клеток и тканей. Основные положения клеточной теории. Значение
клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.Основные части в
строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана.
Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и
временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в
клетке. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые
клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин –
комплекс ДНК и специфических белков. Функции хромосом как системы генов.
Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные
хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке.
Лабораторная работа: 4. Изучение свойств клетки. (Исследование фаз митоза на
микропрепарате клеток кончика корня. Исследование проницаемости растительных
животных клеток. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука)
3.Молекулярный уровень проявления жизни;8 часов
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Нуклеиновые
кислоты и их строение и функции в клетке.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы
живого. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный
компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов,
липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о
нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки.
Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген.
Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в
клетке.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как
уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и
темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза
молекул белка. Молекулярные процессы расщепления. Химическое загрязнение
окружающей среды.Время экологической культуры.
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных
уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Необходимые требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам обучения и формируемыми компетенциями.
В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен
знать/понимать:
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного
иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза,
изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную,
наследственности, эволюционную, антропогенеза;
наследственности
хромосомную
и
теорию
• соотношение социального и биологического в эволюции человека;
• основные области применения биологических знаний в практике сельского
хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья
человека.
В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен уметь:
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с
материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а
также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим
вопросам;
• работать с микроскопом
микроскопических исследований;
и
изготовлять
простейшие
препараты
для
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные
кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой,
• составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная учебная литература для учащихся:
1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая
биология. 10 класс. Базовый уровень /Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,
Вентана - Граф, 2019.
2.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая
биология. 11 класс. Базовый уровень /Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,
Вентана - Граф, 2019
Дополнительная учебная литература для учащихся
1.Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М.,
Дрофа,1998.
2.Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов
В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
3.Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение,
1994.
4.ЕГЭ. Биология. КИМы. 2018-2019 годы.
Основная учебная литература для учителя:
1.И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова,
Л.В.Симонова – Биология 5-11 классы: программы. М., Вентана - Граф, 2009 и 2017гг.
2.Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней
(полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П.. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С.
Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф.
Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2017;
3.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова - Биология. 10 класс.
Методическое пособие.- М., Вентана - Граф, 2019;
4. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова - Биология. 11 класс.
Методическое пособие.- М., Вентана - Граф, 2019.
5. Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся
10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при
планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
1.Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М.,
Аквариум,1992
2.Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии.
М., Просвещение, 1984
5.Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.В.
Зверева), Волгоград, Корифей, 2005
6.Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по
генетике, М., Просвещение, 1979
7.Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и
ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
8. ЕГЭ. Биология. КИМы. 2016-2017 годы.
9. Научно – методические журналы «Биология в школе».
Технические средства обучения
- компьютер
- мультимедиапроектор
- коллекция медиаресурсов
- выход в Интернет
Демонстрационные пособия
- комплект демонстрационных таблиц по биологии
- наборы муляжей
Учебно-лабораторное оборудование
- комплект микропрепаратов
- лупа ручная
- микроскоп
- набор препаровальных инструментов
Список литературы
1.Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010г.
2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего
образования. - М., 2010г.
3.Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова
Т.С., Симонова Л.В. Биология 5-11 классы: программы. - М., Вентана - Граф, 2009 и
2017гг.
4.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология. 10 класс.
Методическое пособие. - М., Вентана - Граф, 2013;
5.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология. 11 класс.
Методическое пособие. - М., Вентана - Граф, 2013;
6.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая
биология. 10 класс. Базовый уровень /Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,
Вентана - Граф,2019.
7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая
биология. 11 класс. Базовый уровень /Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,
Вентана - Граф,2019